Карабахский фронт, или Что стоит за обменом любезностями между Киевом и Анкарой

© AP Photo / Presidential Press Service via AP, PoolПрезиденты Украины и Турции Владимир Зеленский и Реджеп Тайип Эрдоган после их совместной пресс-конференции (7 августа 2019). Анкара
Президенты Украины и Турции Владимир Зеленский и Реджеп Тайип Эрдоган после их совместной пресс-конференции (7 августа 2019). Анкара - Sputnik Армения
Подписаться
В Анкаре и Баку делают все возможное, чтобы максимально интернационализировать карабахский кризис. При этом оперируют откровенно ложными категориями, и в Киеве отнюдь не прочь к этому присоединиться.

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

Конфликт в Карабахе – это не борьба за территории. Это конфликт этнический, и уходит он вглубь веков. В этом плане вовсе нельзя сравнивать войну в Карабахе с кризисом на Донбассе.

Откровенные усилия Баку по интернационализации карабахского конфликта свидетельствуют лишь об одном – дела на фронте идут ни шатко, ни валко. Драгоценное время утекает сквозь пальцы организаторов кровавой бойни – Азербайджана и Турции, а похвастаться серьезными продвижениями не получается.

Поддерживаемые Турцией сирийские боевики собираются во время военных учений на севере провинции Алеппо (29 декабря 2018). Сирия - Sputnik Армения
Лицом к лицу с НАТО: столкнется ли Армения с Турцией в Карабахе?

Более того, атакующий запал резко приутих, когда вдруг выяснилось, что Армия самообороны Карабаха наконец- то приноровилась сбивать дорогие азербайджанские беспилотники израильского и турецкого производства. А еще сменилась зона боевых действий, сейчас идут очаговые бои.

А еще следует учесть то обстоятельство, что целый ряд международных организаций на днях уже начал выступать с заявлениями, осуждающими методы ведения войны азербайджанской армией. Речь о расстреле пленных, их истязаниях. Некоторые были сняты на камеру и идентифицированы специалистами, как реальные, а отнюдь не постановочные эпизоды.

Кроме того, в рядах азербайджанских ВС воюют не только кадровые военные из Турции, но и наемники из стран Ближнего Востока. Все это в комплексе создает весьма отрицательный имидж для Азербайджана, которого изо всех сил прикрывает Турция. Ну а поскольку у самой Анкары с рейтингом так себе, то сейчас перед дипломатами из Баку стоит практически нерешаемая задача.

Украинский фактор

На этом фоне Турция заигрывает с Украиной, которая и не прочь поучаствовать в южно-кавказских разборках, поддерживая одну из конфликтующих сторон. А именно – Азербайджан. У Баку с Анкарой расчет следующий: откровенно враждебно настроенная по отношению к России Украина может стать тем спасательным кругом, держась за который Турция и Азербайджан смогут хотя бы ненамного изменить вектор настроений европейцев и американцев по отношению к себе.

Кондитерские изделия украинской компании Roshen  - Sputnik Армения
Нам конфеты, а турецкому Bayraktar – двигатель: потребители бойкотируют украинские товары

Мол, раз уж Украина поддерживает азербайджанскую сторону, то значит, там турки с азербайджанцами действительно столкнулись с российскими интересами… Планы не ахти, но "за неимением гербовой, пишем на простой".

Обо всем этом и свидетельствует недавний обмен любезностями между Киевом и Анкарой, когда украинского президента Владимира Зеленского встречали на достаточно высоком уровне. Эрдоган сделал целый ряд комплиментов касательно Крыма, а в ответ получил орден князя Ярослава Мудрого.

А напоследок смогли выйти на уровень подписания целого ряда соглашений о сотрудничестве. В частности – в сфере военно-промышленного комплекса. Причем речь идет не только о сборке приснопамятных турецких беспилотников Байрактар на производственных площадках и при помощи специалистов, предоставленных Украиной (сейчас идет процесс подборки этих площадок).

Речь шла и о производстве самолета Ан-178 совместными усилиями украинского концерна "Антонов" и турецких авиационных производителей. А еще – о совместном производстве неких передвижных противотанковых ракетных комплексов (ПТРК, название модели не публикуется), площадку для которых на сей раз предоставляет уже Турция. Будет производить Украина еще и какие-то авиационные двигатели, в которых турки, судя по всему, очень нуждаются.

Может ли карабахская война обернуться для Ирана натовской "разведкой боем"?>>

Словом, судя по всему, украинские производственные мощности сейчас призваны в меру возможностей компенсировать потери турецких производителей, вызванных негативным отношением канадцев и американцев к использованию тех же Байрактаров на карабахском военном плацдарме.

Ведь те же канадцы, например, вдруг резко прекратили поставки каких-то конкретных высокотехнологичных составляющих для производства беспилотников Bayraktar TB2 и Haber 7. Сможет ли Украина в нынешней своей ситуации справиться с подобным высокотехнологичным заданием - это еще большой вопрос.

Однако основная цель Эрдогана, подписывающего такие серьезные соглашения со своим украинским коллегой, кажется, не только (и не столько) в том, чтобы эти проекты заработали. Вернее следует сказать так – заработают, очень хорошо. Не заработают, тогда ставка будет сделана на то, что близкие взаимоотношения с Украиной предполагают более-менее терпимые отношения к тандему Анкара – Баку со стороны Запада, европейцев и американцев.

Когда дипломаты из Киева и Баку оперируют ложными категориями

Опять-таки ставка делается на то, что если уж Украина, позиционирующая себя оппонентом по отношению к России, идет на тесные отношения с Турцией и (опосредованно) с Азербайджаном, то и европейцам следует хоть немножко пересмотреть свое отношение к этому тандему, развязавшему кровавую бойню на Южном Кавказе.

Конфликт в худшем варианте: Путин о Нагорном Карабахе - Sputnik Армения
"Конфликт в худшем варианте" и месседжи Путина: остановят ли войну в Карабахе

Однако прямые взаимоотношения между Киевом и Баку отнюдь не стоят на месте, дожидаясь, когда со стороны международного сообщества начнут поступать положительные тенденции, возникшие из-за тесной дружбы Турции с Украиной. Дипломаты из обеих столиц (речь о Киеве и Баку) контачат достаточно часто и достаточно откровенно. В основном говорится о том, что принцип территориальной целостности этих обеих стран обсуждению не подлежит.

В то же время, право нации на самоопределение, являющееся не менее базовой ценностью в международном праве, стараются не упоминать.

А ведь есть еще одно обстоятельство, которого пытаются избежать в контактах между собой и на международных площадках Киев и Баку. Речь о той самой разнице между конфликтами в Карабахе и на Донбассе, которая попросту не выгодна Азербайджану. Карабахский конфликт – это борьба отнюдь не за территории. Это конфликт этнический, уходящий вглубь веков. И нынешняя фаза отнюдь не является исключением.

Война до последнего солдата, но не своего: кого и как Эрдоган "подставляет" в Карабахе>>

В то время как конфликт на Донбассе не имеет этнической или (тем хуже) религиозной подоплеки. На это обстоятельство, как бы ни было это неудобно для дипломатов из Баку, следовало обратить особое внимание мирового сообщества. Президент Российской Федерации Владимир Путин это особо отметил, когда говорил об истоках нынешнего карабахского противостояния. Упомянул Сумгаит и Баку, тем самым дав понять, что все, что случилось дальше по времени – это производное именно от тех двух отправных точек.

Понятно, что точка зрения российского лидера никогда не будет принята Украиной. У Киева одно желание — хоть как-нибудь, хоть ценой собственных потерь, но насолить России. И в этом плане можно ни на йоту не сомневаться, что Киев будет выступать исключительно на стороне Баку и Анкары.

Лента новостей
0