Как математика может помочь против онкологии – рассказывает ученый-армянин из Германии

© Sputnik / Aram GareginyanОгсен Габриелян, специалист по биоинформатике в компании Boeringer Ingelheim (Германия)
Огсен Габриелян, специалист по биоинформатике в  компании Boeringer Ingelheim (Германия) - Sputnik Армения
В зависимости от различий на генном уровне, у разных людей по-разному вырабатываются белки и ферменты. Биоинформатика помогает рассчитать, как в зависимости от этого мы усваиваем лекарства.

ЕРЕВАН, 5 авг – Sputnik. Кому-то обезболивающие помогают сразу, кому-то – не помогают вовсе. Почему это происходит и как понять, кому какие лекарства лучше принимать? Найти ответ на этот вопрос помогает биоинформатика. Создать новое лекарство математик, конечно, не может, но на основе данных биологии и химии может рассчитать модели, по которым химическое вещество воздействует на клетки и ткани организма.

Слуховой аппарат  - Sputnik Армения
Ученые выяснили, что коронавирус может сильно ухудшить слух

"И вот здесь наша задача – исследовать разницу этих моделей для разных групп людей с разными генетическими особенностями. В зависимости от различий в геноме в организме могут по-разному генерироваться белки, которые регулируют нашу жизнедеятельность. А отсюда уже можно понять, как и у каких групп людей белки и ферменты в организме реагируют на лекарства", - пояснил Огсен Габриелян, научный сотрудник отдела трансляционной медицины в немецкой фармацевтической компании Boeringer Ingelheim.

Ядерная медицина против рака: "Росатом" разрабатывает оборудование для лечения онкологии>>

Несколько лет назад благодаря биоинформатике компания смогла удержать на рынке свой противораковый препарат "Афатиниб". Оно действовало только на 20% больных, и врачи никак не могли понять, на кого именно. На помощь пришли биоинформатики, которые сравнили генетический код пациентов. Выяснилось, что в зависимости от генома, в раковой опухоли по-разному проявляются патологические мутации киназы (фермента, регулирующего взаимодействие белков). Определенные мутации препарат убивает, и человек почти полностью излечивается.

"Мы выяснили, по каким биологическим индикаторам, или биомаркерам отличается эта группа людей, и теперь препарат рекомендуется именно им", - добавил Габриелян.

Таким образом, действие лекарства по-прежнему нельзя рассчитать с точностью до отдельного человека, но уже можно для определенных генетических групп людей.

Лекарство адвил  - Sputnik Армения
Станет ли таблетка заменителем спортзала – новая разработка ученых

Можно говорить и о первых попытках индивидуальной медицины, в том числе противораковой. Например, швейцарская корпорация "Новартис фарма" испытывает технологию совершенствования Т-киллерных клеток человека, убивающих вирусы и патогенные клетки. Клетки забирают из организма, "тренируют" для уничтожения раковых опухолей, а потом вводят обратно.

"В будущем, лет через 50, возможно, лекарства станут индивидуальными: будут брать геном больного человека, с его учетом синтезировать лекарство и давать больному на руки. Пока до этого далеко, но первые шаги уже делаются. Биоинформатика может в этом помочь", - подчеркнул Габриелян.

Отметим, ученый сохраняет связи с коллегами в Армении, в том числе – с Институтом молекулярной биологии Национальной академии наук.