"Колюще-режущие" аргументы США, или Что кроется за признанием Байденом Геноцида армян

© AP Photo / Evan VucciПрезидент США Джо Байден беседует с журналистами в Национальном торговом центре (5 апреля 2021). Вашингтон
Президент США Джо Байден беседует с журналистами в Национальном торговом центре (5 апреля 2021). Вашингтон - Sputnik Армения, 1920, 26.04.2021
Подписаться
Колумнист Sputnik Армения Артем Ерканян попытался отставить эмоции в стороне и рассмотреть проблему, забыв о том, что он армянин.

Окончательному признанию Соединенными Штатами факта Геноцида армян способствовал целый ряд обстоятельств, как глобального геополитического характера, так и более локальных, внутриполитических. О морально-нравственных мотивах говорить не будем, потому, как в политике они обычно роли не играют. Ни в коем случае не желая принижать значение усилий армянской общины США и сотрудничающих с ней проармянских лоббистов должен все-таки отметить, что их роль в данном случае тоже не была решающей. Они свое дело сделали еще годы назад, вынудив кандидатов в президенты считаться с мнением сотен тысяч избирателей армянского происхождения. Лучшей возможностью завоевать их доверие стало обещание признать геноцид. Джо Байден пообещал это отчетливее, чем кто-либо из предшественников и соперников. 24-го апреля прошлого года, в разгар избирательной кампании Байден написал на своей страничке в Twitter: "В случае избрания я обязуюсь поддержать признание Геноцида армян и сделаю всеобщие права человека главным приоритетом".

Стоит обратить внимание на тот факт, что Байден всегда был сторонником признания геноцида. Будучи сенатором он, как минимум, дважды поддержал проекты соответствующих резолюций. В прессу недавно просочились новые факты, свидетельствующие о том, что в вопросе оценки событий 1915-го года он, будучи вице-президентом, настаивал на недопустимости применения обтекаемых эпитетов с целью избежать формулировки "геноцид". Бывший представитель США в ООН Саманта Пауэр недавно раскрыла одну важную деталь. Вспоминая события шестилетней давности, она отметила: "Мы с вице-президентом Байденом присутствовали на мероприятии, посвященном 100-летию Геноцида армян в Вашингтонском соборе. В тот вечер Байден сказал мне: "Если бы я был на месте Обамы, я бы признал геноцид".

Президент США Джо Байден выступает после вынесения обвинительного вердикта присяжными по делу Джорджа Флойда (20 апреля 2021). Вашингтон - Sputnik Армения, 1920, 26.04.2021
Заявление Байдена о Геноциде армян – не про справедливость, а про политику - эксперт

При желании Джо Байден мог бы найти с десяток причин не делать то, что обещал. Но нам повезло. Политическая конъюнктура заставляла президента США искать нетрадиционные методы давления на Турцию. В то же самое время Вашингтон нуждался в новых способах ослабления влияния России в Армении. А для этого нужно было показать армянам, что, кроме традиционного союзника, у них есть и другие друзья, быть может, не менее полезные. Именно эти два обстоятельства и сыграли, пожалуй, главную роль в том, что Джо Байден все-таки решился опечалить Эрдогана.

Администрация Байдена в отношении турок была честна и открыта. После прихода в Белый дом новой команды все направляемые в Анкару сигналы свидетельствовали о вероятности признания геноцида. Байден, еще до выборов назвавший Эрдогана "авторитарным правителем", целых четыре месяца категорически отказывался говорить с турецким лидером по телефону. И только накануне 24 апреля он решил "взять трубку", и то только для того, чтоб лично донести до партнера по НАТО неприятное известие. За два дня до этого Анкара получила от Пентагона официальное извещение о том, что Турция исключена из программы совместного производства сверхсовременных истребителей пятого поколения "F-35". Это означало, что Эрдоган не выполнил требования Вашингтона, выдвинутые в качестве предварительного условия нормализации отношений. Следующим шагом Белого дома неизбежно должна была стать оценка событий 1915 года.

Предварительные условия Вашингтона, в первую очередь, касались отказа от сделки по приобретению у России зенитно-ракетных комплексов "С-400". Но требования американцев этим, конечно, не ограничивались. У американцев есть претензии к туркам и по Сирии, и по Кипру, и по контролю доступа военных кораблей  НАТО к Черному морю, и по многим другим темам. Поскольку ни в одном из этих вопросов Эрдоган не уступил, Байден решил, что пора его наказывать.

Признание Геноцида армян для турок всегда было своеобразным дамокловым мечом, висящим над их головой. Американцы этим оружием успешно пользовались, угрожая им всякий раз, когда турки позволяли себе что-то лишнее. Но есть одна проблема. Мечом удобно махать, но рубить им голову можно только один раз. Потому в Белом доме искали момент, когда опустить меч будет эффектнее всего. Поиски этого момента заняли больше десяти лет. Одновременно в Вашингтоне искали и возможности преобразования дамоклова меча из оружия одноразового использования в многоразовое. Решение задачи нашли в возможности урегулировать глубину вонзания лезвия. Судя по всему, решено было опустить меч так, чтобы шею повредить, но позвоночник не перерубать. Это даст приговоренному к казни последний шанс исправиться. Если у раненого хватит мудрости сделать правильные выводы, лекари вернут к жизни. Если же нет…

Встреча президента РФ В. Путина с президентом Турции Р. Эрдоганом - Sputnik Армения, 1920, 26.04.2021
Эрдоган глубоко опечален признанием Байдена Геноцида армян

Дипломатам хорошо знакомо искусство манипулирования "колюще-режущими" аргументами. Возможностей для маневра достаточно. К примеру, можно дать правовую и политическую оценку, но затем от нее отказаться (Нечто подобное сделал в 1981-м году Рональд Рейган.) Или же можно дать оценку, но региональную политику формировать без ее учета. В то же время, можно и настоять на том, чтобы данная оценка стала основой для дальнейших политических и правовых процессов как на национальном, так и на международном уровне. Все зависит от обстоятельств и конъюнктуры.

Турецкие идеологи приняли к сведению, что "диагноз не смертельный" и искренне надеются на возможность залечить раны. Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, давно уже фактически готовивший соотечественников к неизбежности удара со стороны Америки, заверяет в том, что никаких дальнейших правовых процессов решение Вашингтона не вызовет. Он ссылался на принятую в 1948-м году Конвенцию ООН о геноциде, которая, якобы, позволяет им не особо беспокоиться о перспективах. Тут следует пояснить. Существует распространенный стереотип, согласно которому конвенция ООН о геноциде не имеет обратной силы и не распространяется на события, имевшие место до ее принятия. Стало быть, преступления, совершенные до 1948-го года, не могут караться на основе формулировок Конвенции. По этой логике, даже окончательное международное признание факта Геноцида армян не должно привести к санкциям в отношении государства, являющегося правопреемницей Османской империи.

Это примерно то, о чем в свое время договорились члены так называемой "Армяно-турецкой комиссии по примирению". В 2001 году они обратились за арбитражным решением в "Международный центр по вопросам правосудия переходного периода". Через два года было вынесено независимое заключение, согласно которому события 1915 года в полной мере соответствуют определению понятия "геноцид", изложенному в соответствующей Конвенции ООН, но признание этого не может служить основой для каких-то правовых и политических последствий в силу невозможности обратной силы законов. Компромиссное, половинчатое решение, призванное сохранить овец целыми, а волков сытыми. Расчет на то, что армяне будут в какой-то мере удовлетворены, так как добьются исторической справедливости – осуждения геноцида, а туркам не придется выплачивать компенсации за преступления османского режима. Формула сомнительная. Но, похоже, турецкие идеологи на самый крайний случай готовы прибегнуть к ней, поскольку она их хоть как-то защитит.

Значительная часть мирового сообщества не в восторге от решения американского президента, так как оно может вызвать лишнюю головную боль. Придется заниматься проблемами армян, до которых никому нет дела. По крайней мере структуры Организации объединенных наций, похоже, стремятся поскорее умыть руки, пока их не заставили пачкаться. Об этом позволяет судить недавнее заявление официального представителя генерального секретаря ООН Стефана Дюжаррика. Выступая на брифинге он сказал, что не будет оценивать события 1915 года, "поскольку они произошли до создания всемирной организации".

"Если говорить о позиции ООН, то факт геноцида должна определять соответствующая судебная инстанция", - заявил он. Утверждение спорное. Но сам факт того, что оно прозвучало от имени объединенных наций, говорит о многом. Мировое сообщество не горит желанием отстаивать справедливость.

Каждый руководствуется собственными интересами. И президент США тоже руководствовался исключительно интересами народа Америки. И если эти интересы потребуют, чтоб Вашингтон дожимал Турцию до конца, она на это пойдет. Но более вероятно, что на какой-то стадии инстинкт самосохранения все-таки что-то подскажет турецким лидерам и они пойдут на поклон к американцам. Надеясь, на лучшее, нам следует быть готовыми и к такому развитию событий.

Лента новостей
0