Ученые из Австралии нашли новый способ получать энергию прямо из воздуха

© Sputnik / Aram NersesyanСотрудница лаборатории по мониторингу воздуха за работой
Сотрудница лаборатории по мониторингу воздуха за работой - Sputnik Армения, 1920, 10.03.2023
Весьма своеобразный фермент может окислять молекулярный водород. Ученые считают, что это свойство можно использовать для получения электричества.
На основе открытого недавно бактериального фермента международная группа ученых разработала новый способ получения энергии прямо из обычного атмосферного воздуха. Новейшее исследование может послужить основой для создания экологически чистого источника энергии, отмечается в материале naked-science.ru.
Ключевым биогеохимическим процессом считается окисление молекулярного водорода из атмосферы при участии различных бактерий. Они окисляют не менее 75% атмосферного водорода. Этот процесс сопровождается выделением энергии в антарктических почвах, вулканических кратерах и глубинах океана.
Однако пока не известно, каким именно образом бактерии окисляют водород, содержание которого не превышает 0,00005 объемных процентов. Также неясно, как бактериям удается избежать воздействия каталитического яда — молекулярного кислорода, который существенно снижает эффективность этого процесса.
Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, международная группа ученых, возглавляемая командой из Университета Монаша (Австралия), подробно изучила структурную и механистическую основу окисления водорода бактерией Mycobacterium smegmatis. В ходе опытов они выделили фермент Huc, участвующий в реакции окисления водорода и дальнейшей генерации энергии в клетках бактерий. О результатах работы ученые рассказали в статье, опубликованной в журнале Nature.
Авторы исследования детально раскрыли молекулярную структуру белка Huc и даже создали целые пленки из этого фермента. Затем они нанесли эти пленки на электрод и изучили генерацию электричества в зависимости от количества водорода в окружающем воздухе. Как показали исследования, Huc может избирательно окислять водород вплоть до предельно низких концентраций, доступных для измерения приборами (в 15 раз ниже атмосферных значений).
Водопроводный кран - Sputnik Армения, 1920, 07.03.2023
Электричество из питьевой воды: новый агрегат армянских инженеров скоро испытают
Кроме того, фермент продемонстрировал весьма высокую стабильность. Очищенный Huc можно длительно хранить, замораживать и нагревать до 80 градусов без потери способности генерировать энергию. Причем, эффективность связывания и окисления водорода не зависела от концентрации кислорода, что говорит о том, что фермент Huc также нечувствителен к кислороду.
Несмотря на то, что исследование пока находится на ранней стадии, его авторы уже сейчас уверены, что открытие Huc позволит создавать портативные устройства с воздушным питанием — в качестве альтернативы солнечным батареям. К тому же, недостатка в этих ферментах будет: выделяющие их бактерии широко распространены в природе и могут искусственно выращиваться в больших количествах.