Армения полностью переходит на безнал. На пороге новых реформ

CC BY 2.0 / frankieleon / rainbow of creditКредитные карты
Кредитные карты - Sputnik Армения, 1920, 01.07.2022
Подписаться
За последние 10 лет средняя сумма обналички с карты остается на уровне 40-50 тысяч драмов, но реально (с учетом роста цен и зарплат за эти годы) граждане стали меньше обналичивать деньги и больше тратить с карты.
С 1 июля в Армении расширяют круг сделок по безналичному расчету: теперь это будет касаться выплат в больницах, вузах и школах, покупки машин и квартир, выплаты пошлин за госуслуги. Кроме того, пенсионеров тоже активно вводят в эту систему: в качестве стимула им будет предоставлен 10%-й кешбэк по безналичным покупкам.
Если говорить о физических лицах, то есть о простых гражданах, то с 1 января они уже не могли совершать наличные операции на сумму, превышающую 300 тысяч драмов (по текущему курсу около 710 долларов). Кроме того, в Ереване на безналичную систему расчета перешли зарплаты, почти полностью - пенсии и пособия, а также ряд расходов (оплата медицинских услуг, учебная плата в вузах и частных школах, подробнее – здесь).
Цель нынешних изменений - повысить оборот безнала. В прошедшие годы он рос умеренными темпами, но до сих пор безналичные операции с банковскими картами составляют в Армении чуть меньше трети от общих карточных сделок (в I квартале 2020 года – около 289%, в I квартале 2022-го – около 32%). Остальное – это обналичка плюс, в очень небольшом объеме, пополнение счета через банкоматы.

Меньше или не меньше?

За прошедшие 10 лет объем безналичных услуг в Армении рос не столь быстро. Как раньше, так и сейчас держатели карт (например, зарплатных) обналичивают зарплату либо сразу, либо тремя-четырьмя кусками в течение месяца. В среднем за раз с карты снимают 40-50 тысяч драмов (по текущему курсу – около $100 или немного больше): этот показатель стабилен вот уже 10 лет. Но не будем забывать, что 40 тысяч драмов сейчас – это намного меньше, чем в 2010 году. Средние зарплаты за это время выросли в два с лишним раза (по официальным данным). Таким образом, реально (относительно доходов) обналичивать деньги с карты стали меньше, что хорошо видно на инфографике.
Разумеется, проникновение банковских карт среди населения тоже намного выросло. Данные приводятся только за последние 5 лет, но и здесь заметен сильный рост, в том числе за счет того, что власти начали легализовывать теневую занятость (при этом работников, естественно, "сажают" на зарплатные карты).

Кто "виноват"?

Общий оборот безналичных сделок в Армении тоже растет, что видно на следующем графике. Год от года объемы покупок через карты растут, но даже в марте-апреле 2020 года (с началом локдаунов и переходом на удаленку) рост операций не был столь сильным, как в марте 2022 года, когда в Армению начали массово прибывать россияне (к этому мы еще вернемся).
Примечательно, что сейчас (по данным I квартала 2022 года) средняя сумма одной безналичной сделки у приезжих стала почти такой же, как у местных жителей, тогда как в прошлые годы была примерно вдвое больше.
Мы говорим "приезжие" и "местные", немного упрощая, так как статистика делится по картам, выпущенным зарубежными или армянскими банками. Очевидно, что прибывающие граждане (россияне, украинцы и белорусы) через две-три недели после приезда обзаводятся армянскими картами. Но первое время, естественно, они все равно используют те карты, с которыми приехали.
На графике видно, что в I квартале 2020 года средний объем сделок был довольно высок. Существенных факторов было несколько: во-первых, антикризисная господдержка, которую правительство Армении начало раздавать с конца марта, во-вторых – схожие антикризисные пакеты из США, так как многие живущие в Штатах армяне отправляли часть этих денег домой родным. А в 2022 году объемы сделок по зарубежным картам снизились и приблизились к минимальному уровню местных – в том числе потому, что, обосновываясь в Армении, релоканты начали делать больше повседневных трат.

Покупки по картам становятся обыденными

Что касается местных жителей, то средний размер одной покупки с армянской банковской карты за последние три года остается примерно одинаковым – 7-8 тысяч драмов, но такие покупки распространились намного шире. Если в I квартале 2020 года держатели армянских банковских карт совершили 3,77 млн сделок по оплате товаров и услуг, то в I квартале 2022-го – уже 11,95 млн, то есть в три с лишним раза больше.
Уточним, сюда не входят электронные покупки армянскими картами с зарубежных сайтов, но можно отметить, что число сделок за последние три года здесь выросло в два с лишним раза (в I квартале 2020 года их было чуть меньше 260 тысяч, в I квартале 2022-го – чуть больше 530 тыс).
В опрошенных Sputnik Армения банках сообщили, что по их картам выросло число безналичных покупок на сумму свыше 300 тыс драмов (по текущему курсу – чуть больше $700), как выросло и число pos-терминалов, которые они устанавливают на объектах торговли. Такие крупные сделки могут потянуть среднюю цифру вверх. Но с другой стороны, растет число карточных покупок в целом, в том числе небольших (иногда даже на 200-300 драмов). Они тянут среднюю цифру вниз – но это означает, что карты становятся обыденностью (и используются даже для небольших покупок).

Снова о релокантах и безнале

По итогам I квартала, на балансах некоторых банков выросли остатки на карточных счетах клиентов (эти средства находятся в распоряжении банков, но до востребования - до момента, пока клиент не заберет их со своего счета). В основном рост остатков на карте наблюдается не у местных жителей (и тем более не у пенсионеров, так как кешбек за безналичные покупки для них заработает только с 1 июля), а за счет приезжих россиян.
Как пояснили Sputnik Армения специалисты ряда банков, релоканты, особенно "продвинутые" в теме финансов (а таких большинство), предпочитают держать деньги на карте. Этой привычке они не изменяют и тогда, когда начинают брать армянские карты.
Среди четырех крупнейших в Армении банков по активам ("Америабанк", "Ардшинбанк", "Армбизнесбанк", Acba), обязательства до востребования физических лиц-нерезидентов в I квартале 2022 года выросли у всех, причем у одного из них – почти в полтора раза (в данном случае несущественно, у какого именно). Рост по этому показателю наблюдается и у некоторых небольших банков: решающее значение здесь имеет не величина банка, а его активность в работе с российскими клиентами (не все из банков, по крайней мере, в марте стремились привлечь их, из-за сложностей, с которыми это было связано).

Когда увидим эффект реформ

Добавим, чтобы полностью оценить финансовый эффект новых правил по безналу, нужно будет подождать до конца года. Кешбек по безналичным покупкам пенсионеров, обязательные безналичные выплаты в больницах, вузах и школах, при покупке машин и квартир, при получении госуслуг - все это вступает в силу только с 1 июля.
Поэтому их результаты будут видны только в отчетах ЦБ и банков за третий квартал, то есть не раньше октября.

Зачем это государству

Чем лучше контролировать сделки купли-продажи, тем больше можно собрать налогов. Насколько больше, пока, конечно, никто сказать не может. Для этого нужно знать, сколько теневого роста в результате выйдет на свет (но на то он и теневой, что сведений о нем нет). Прогнозные показатели у Минфина и Комитета госдоходов, конечно, есть. Представляя проект бюджета на 2022 год, Минфин спрогнозировал, что доходы госбюджета вырастут на 263 млрд. драмов (по текущему курсу – $620-630 млн). Из них примерно 145 млрд. драмов (по текущему курсу - чуть меньше $350 млн) составят дополнительные доходы за счет улучшения налогового администрирования (остальное – за счет изменений налогового законодательства).
Прогнозы делает и Комитет госдоходов, но не публикует их, чтобы его прогнозы никто не расценил как скрытые директивы бизнесу. Теоретически такая оценка может строиться на основе анализа статистики прошлых лет, либо делением выручки на число работников.
Ясно лишь одно: любые оценки сейчас будут приблизительными, но рост легальных оборотов (а значит, и рост налогов) однозначно будет.
Лента новостей
0