КАК ДЕТИ БОРЮТСЯ СО СТРАШНЫМ НЕДУГОМ
Здание Гематологического центра им. профессора Р.О. Йоляна снаружи не выглядит угрюмым: часть фасада раскрашена в разные цвета. Да и внутри, похоже, постарались создать жизнерадостную обстановку: на стенах коридоров нарисованы персонажи мультфильмов, а в игровой комнате – множество игрушек и цветной мебели. Несмотря на все старания проектировщиков и дизайнеров, атмосфера в этом учреждении все же давит, ведь вокруг много малышей с глазами взрослых, и их родителей, которые пытаются улыбаться сквозь слезы.
У каждого ребенка в этом центре свой диагноз и своя история борьбы с недугом. Но все они, как один, говорят, что любят врачей, что устали от катетеров и очень скучают по дому. Каждый из этих детей нашел свой источник силы: кто-то раскрыл в себе новые таланты, а кто-то мотивирует себя мечтой о велопрогулке. Родители же потакают практически всем капризам детей и обещают исполнить все желания, лишь бы они исцелились.
Семилетний Эрик Тер-Мкртчян два года боролся с онкологическим заболеванием – Т-клеточной лимфомой.

Его мама – Асмик Карапетян, признается, что мир рухнул, когда медики сообщили ей о диагнозе, но самое сложное испытание ожидало их семью через восемь месяцев – случился рецидив.
"Мечтала, чтобы у него были проблемы с сердцем или почками, я бы отдала свои и спасла ребенка. Но рак – это страшно",
- говорит Асмик.
Сам малыш считает, что смог побороть недуг благодаря родителям, врачам и своему "альтер эго". Мальчик утверждает, что каждое из трех его имен раскрывает какую-то черту его характера. Например, Нарек – спокойный, он слушается родителей и врачей. Эрик – шустрый, а вот Аристакес (имя, полученное при крещении) – настоящий огонь. Но все они добрые, и после полного выздоровления будут помогать другим ребятам.
Семилетний Грант Аршакян неразговорчив и очень сдержан. Рассказывать о своей болезни он совсем не любит. Злокачественную лимфому Беркитта диагностировали у него год назад.

Мама Гранта –Лусине Казарян, руки не опускала ни на секунду. Но первая фаза лечения далась нелегко – ребенок впал в кому, а после не помнил ничего. Когда пришел в себя, попросил карандаши и нарисовал картину, которая попалась на глаза "на первом этаже какого-то здания". Потом оказалось, что его рисунок сильно смахивает на одну из работ Пабло Пикассо.
"Цвет Пикассо – желтый. Я тоже его люблю. Солнце прекрасно в этом цвете, оно, как будто, настоящее, греет",
— говорит малыш.
Рисует-то он хорошо, но вот мечтает о профессии врача. Чтобы помогать: маленьким, взрослым – вообще всем. Грант даже решил выучить английский и русский, чтобы понимать всех-всех пациентов на земле.
Семилетняя Люсия Сейрановна Багманян из Карабаха приехала весной в Ереван для лечения острого лимфобластного лейкоза. Она прошла три этапа лечения, смогла побороть болезнь, но жалуется, что "вен не осталось, после извлечения иглы из катетера случались приступы".

Ее мама – Лена, на начальном этапе лечения была позитивной и старалась приободрить родителей других детей, но постепенно силы стали покидать и ее. Только жизнерадостность дочери заряжала ее энергией.
Сама Люсия любит поговорить, если у нее хорошее настроение. А такое случается, когда врачи не запрещают есть любимые "оранжики" — мандарины и апельсины. Мама же ей разрешает все, даже носить туфли на высоких каблуках. Кстати, девочка – кокетка, и по особым дням она носит парик. Но уверена, что ее настоящие волосы были бы куда роскошнее – длинные и кудрявые.
"Когда вырасту, стану врачом и построю больницу. Там детям не будут делать больно",
- говорит Люсия.
Рубену Акопяну 12 лет, и он родился в Джавахке. В августе 2019 года приехал в Ереван, чтобы пройти здесь курс лечения острого лимфобластного лейкоза. Ему удалось побороть болезнь.

Во время лечения ему очень не хватало родных, он очень скучал по дому. Мама Рубена — Арменуи, старалась сохранять оптимизм и относилась к болезни, как к простуде. Но ей было очень тяжело сдерживать слезы, когда мальчик спрашивал: "Мама, у меня лейкоз? А что такое рак, которого все боятся?".
Сдерживать волнение труднее, когда ребенок начинает делиться своими мыслями. Он говорит, что любовь — это счастье, и он счастлив прямо здесь и сейчас. Ведь его любят и, самое главное, он теперь здоров.
"Мне не бывает грустно. Всегда нужно быть веселым – просто так и без причины",
— говорит Рубен.
Десятилетний Ромик Аршакян уверен: люди должны творить добро и помогать друг другу.

Считает, что сам стал частью "круговорота" добра: его папа – пожарный, который помогает совершенно чужим людям. А ему самому помогли незнакомые врачи. Теперь он мечтает продолжить эту эстафету и стать пожарным, как папа.

Совсем недавно мальчик победил острый лимфобластный лейкоз. В марте Ромика доставили в больницу в специальном корсете, поскольку он не мог ходить. У мальчика был перелом позвонка, получил травму во время драки в школе.
В результате обследования у мальчика обнаружили лейкоз и поражение костей. Новость стала ударом для его матери Арпик, но она не сдавалась и подбадривала всех членов семьи. Ребенок тоже оказался сильным и слушался врачей.
"Мне не бывает грустно. Всегда нужно быть веселым – просто так и без причины",
— говорит Рубен.
Все мысли восьмилетней Элен Мкртчян вертятся вокруг ее мечты – получить титул "Мисс Армения". Именно она давала хрупкой девочке силы больше года бороться с тяжелой болезнью — саркомой Юинга.

Страшный диагноз поставили в ноябре прошлого года, когда девочка почувствовала острую боль в ребрах. Результаты обследования оказались шокирующими для ее мамы – Риммы Варданян.
"Верю, что Бог нам помог. Никогда не сдавалась и всегда просила терпения, а он вознаградил нас",
– рассказывает Римма, не сдерживая слез.
Элен не любит вспоминать то время, но признается, что тяжелее всего дался первый курс химиотерапии: ее постоянно тошнило, она ничего не могла есть и почти не выходила из палаты. Зато теперь ей не страшны никакие уколы и катетеры, потому что Элен точно знает, что выздоровела благодаря им.
Ашоту Пароникяну 5 лет. Он живет в своем воображаемом мире. Хвалится, что уже 12 лет работает "шефом" судебных приставов города Гавар в Армении.

Ашот борется с острым лимфобластным лейкозом. Уже прошел первый курс химиотерапии, сейчас находится на стадии ремиссии. Ожидается второй курс. По словам врачей, ему предстоит лечиться еще полгода.

Его мама – Нора Гороян, надеется, что это – последнее испытание мальчика. Ашот тоже хочет домой, мечтает, чтобы его не будили до 10 часов утра и не подключали капельницу.
"Самое противное в больнице — это когда ставят катетер. Бывало очень больно, приходилось обмазывать раны специальной мазью. Устал от всего этого",
– признается он.
Ребята обзавелись друзьями в центре, некоторые из них решили стать врачами. Все они осознали, насколько важно быть здоровым. А вот их родители извлекли другой урок: главное, в трудный момент не остаться наедине со своей бедой. Руку помощи детям и их родителям протягивают не только благотворительные фонды, но и государство. Лечение онкогематологических заболеваний, в том числе и химиотерапия, детям до 18 лет проводится в рамках госзаказа.

Это логично, так как онкологией страдают дети разных возрастов. По официальным данным, в 2017 году у 43 детей в возрасте 0-18 лет диагностировали онкогематологические заболевания. В 2018 году число случаев выросло на 7, составив 51. При этом мальчиков, страдающих онкологией, почти вдвое больше девочек. Но главное, что они не одни, и это дает им силы бороться.

Всем болеющим детям посвящается...
Редактор: Карина Карапетян
Автор: Нана Мартиросян
Дизайнер: Шушаник Саргсян
Источники: Sputnik Армения,
Министерство здравоохранения
Благотворительный фонд City of smile

Лента новостей
0