Ярче тысячи звезд: Болгария вспоминает своего "фантастического" армянина

© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкФестиваль "Архстояние-2019". День второй
Фестиваль Архстояние-2019. День второй - Sputnik Армения
Подписаться
Свои книги он писал о человеческом свете, который для него был ярче тысячи светил.

ЕРЕВАН, 28 июл — Sputnik. Самое смелое воображение – это способ, чтобы описать самое простое: человеческую жизнь. Так говорил о своей работе Акоп (Агоп) Мелконян – один из любимых писателей-фантастов Болгарии. В 2019 году ему исполнилось бы 70. С начала года местные издания посвятили его памяти уже несколько публикаций. Он был и талантливым писателем, и переводчиком, отмечает издание "Патриоти".

Дом творчества писателей в Севане - Sputnik Армения
Полный модерн: севанскому шедевру советской архитектуры грозят забвение и гибель
С русского языка он переводил своих коллег-фантастов - братьев Стругацких, с английского – Эдгара По. Он прекрасно владел и армянским языком, и познакомил болгарских читателей со многими произведениями армянских поэтов и писателей. Мелконян преподавал армянскую филологию в Софийском университете, где был одним из основателей кафедры арменистики. В 1991 году стал лауреатом первой национальной премии Болгарии в области научной фантастики.

Как и классики научной фантастики, Мелконян всегда писал об обычном человеке – даже когда изображал невиданные планеты и серебристые звездолеты.

Вырос он на обычной бедной улице на берегу Черного моря. Правда, люди здесь жили необычные. Люди, которые растут сейчас, не удивляются самому невероятному смартфону или спецэффектам в кинозале. Но многие бы очень удивились, если бы оказались 70 лет назад в Бургасе, приморском болгарском городе.

Здесь лепились друг к другу ветхие и бедные домики. Но Акоп не замечал бедности. Вокруг себя он видел прекрасный разноголосый мир. Тут жили болгары, греки, евреи, армяне - торговцы, рыбаки, портовые рабочие.

Дед Акопа работал в порту, бабушка была прачкой. Они чудом спаслись из страны, где армянские (греческие, ассирийские, славянские) буквы хотели стереть и выжечь до конца. Но турецкие генералы и министры просчитались.

"Мои дед и бабушка работали с утра до вечера. Маленький домик, маленький дворик, тутовое дерево – вот все, что у них было. Вокруг нас жили такие же бедные семьи. Они все были разными, но никого никогда не сгибала нужда", - говорит писатель. И задумавшись, добавляет: "У людей как будто горел внутри какой-то свет, какой-то огонь. Знаете, его сейчас так редко встретишь".

Каким создан человек, и каким он может быть? В жанре фантастики об этом можно писать с полной свободой, говорит Мелконян. Только -что есть свобода?

"Я иногда думаю: наверное, у Бога были бескрайние возможности выбора, как создать этот мир. Но почему-то он создал его именно таким, несовершенным. Мы падаем, плутаем, ошибаемся… Но это наша жизнь. И никто не пройдет путем нашего познания вместо нас", - говорит Мелконян.

Это беседа для передачи Болгарского национального телевидения в 2005 году.  Через год он умер от рака крови. А его любовь к этому несовершенному миру не исчезла – она осталась.

Лента новостей
0