21:25 19 Января 2018
Ереван+ 1°C
Прямой эфир
Планета Земля

Ученые узнали, почему жизнь на Земле является химической "левшой"

© Wpapers
В мире
Получить короткую ссылку
51 0 0

Все существующие на земле живые существа являются своеобразными химическими "левшами", этот факт не перестает интересовать ученых.

ЕРЕВАН, 1 июн — Sputnik. Геологи НАСА, возможно, раскрыли тайну того, почему клетки всех живых существ на Земле используют так называемые "левые" аминокислоты и "правые" сахара в своей жизнедеятельности, изучив содержимое нескольких фрагментов метеоритов, богатых "кирпичиками жизни", сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал PNAS.

Одной из главных тайн происхождения жизни на Земле является то, почему все существующие сегодня живые существа являются своеобразными химическими "левшами". Это проявляется в том, что клетки используют исключительно те аминокислоты, которые закручены влево, при синтезе молекул белков и других компонентов клетки. С сахарами ситуация обратная — жизнь использует только "правые" углеводы, закрученные в обратную сторону.

Первые попытки раскрыть природу этого феномена показали, что реакции "неорганического" синтеза производят равное количество "левых" и "правых" аминокислот, что свидетельствовало в пользу их одинаковой концентрации в первичном океане Земли. Открытие "космических" сахаров и аминокислот в метеоритах и кометах не дало ответа на этот вопрос, так как концентрация "правых" и "левых" веществ оказалась одинаковой.

Джордж Купер (George Cooper) и Андро Риос (Andro Rios) из Исследовательского центра НАСА имени Эймса (США) нашли возможное решение этой загадки, изучая доли разных сложных и простых сахаров, которые были найдены в метеоритах, упавших в недавнем прошлом в Марокко и в Антарктиде.

Как рассказывают Купер и Риос, сахара в этих метеоритах изучаются уже давно, и первые анализы показали, что доли "правых" и "левых" изомеров некоторых простейших сахаров были одинаковыми, на основании чего многие биологи предположили, что это свойственно и для всех остальных космических углеводов.

Авторы статьи усомнились в этом, и проанализировали концентрации стереоизомеров у примерно дюжины различных сложных и простых сахаров в данных "небесных камнях". Они обнаружили, что некоторые сахара на самом деле были "правшами" — в их число входили эритроновая кислота (аналог витамина С), ликсоновая кислота (производное "молочного" сахара), а также целый ряд сахаров с шестью атомами углерода в цепочке, которые присутствовали в метеоритах только в "правом" исполнении.

Подобное соотношение "левых" и "правых" сахаров, как считают ученые, может говорить о неожиданно простом разрешении загадки "леворукости" жизни. Вполне возможно, что жизнь научилась различать изомеры аминокислот и сахаров по той причине, что юная Солнечная система изначально содержала в себе гораздо больше "правых" сахаров и "левых" аминокислот.

Почему так произошло? Купер и Риос предполагают, что процесс синтеза сахаров из более примитивных углеводов и углеводородов был повернут в "правую" сторону под действием магнитных полей на зерна в протопланетной туманности, где родилась Земля, и благодаря круговой поляризации лучей новорожденного Солнца и соседних звезд, чьи фотоны чаще взаимодействовали и разрушали сахара и аминокислоты с "неправильной" конфигурацией.

Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

• Рабочие на строительстве нового многоэтажного жилого дома в грузинской столице

Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала отчет о правах человека более чем в 90 странах мира, в том числе в Грузии.

• Патриаршее служение в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя

Военнослужащие российской базы Южного военного округа в Абхазии в праздник Крещения Господня со своими семьями совершили купание в Черном море.

• Граница

В КГБ Южной Осетии рассказали, как наказали нарушителей государственной границы в 2017 году – всего было задержано более пятисот человек.

• Зимняя Олимпиада, архивное фото

В феврале сборная Казахстана примет участие в Олимпийских играх в Пхенчхане. Sputnik Казахстан узнал, во сколько это обойдется бюджету страны.

• Бот ОАО Северэлектро в мессенджере Тelegram на экране телефона

Теперь на отключение света в Бишкеке можно пожаловаться через мессенджеры - "Северэлектро" запустило боты в Facebook и Тelegram.

• Лесозаготовительная машина Харвестер 1270D

Минлесхоз приглашает белорусок работать на лесоповалах: женщины отличаются внимательным отношением к профессии, бережностью и аккуратностью.

• Тренировка команд по страйкболу

Что в Британии тимбилдинг, то в Латвии военная провокация: The Washington Post разглядела попытки с помощью страйкбола подорвать демократию в Балтии.

• Вирус, архивное фото

Литовский новостной портал tv3.lt был взломан в четверг вечером, это могли сделать "российские программисты", заявил главный редактор издания.

• Вячеслав Ионицэ

Заработав на экспорте товаров и рабочей силы 54 миллиарда долларов, Молдова оказалась должна донорам более 6 миллиардов.

• Мужчина закрывает портфель, архивное фото

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон произвел масштабные кадровые перестановки в стране, ранее он выразил недовольство работой нескольких ведомств.

• Штаб-квартира Всемирного банка в Вашингтоне

Узбекистан может к 2030 году войти в число стран с уровнем дохода выше среднего, сообщило представительство Всемирного банка в республике.

• Видеомост НАТО в Европе

Базы НАТО в странах Балтии могут обострить ситуацию до предела: их создание у границ России и ее ответные меры создают повышенную опасность конфликта.

• Патриаршее служение в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя