19:22 23 Июля 2018
  • GBP631.07
  • EUR562.53
  • RUB7.62
Стволовые клетки

Ученые успешно превратили стволовые клетки в заготовки сперматозоидов

MARCEL MOCHET / AFP
В мире
Получить короткую ссылку
35 0 0

Генетики из Китая заявляют о том, что им впервые удалось превратить стволовые клетки мышей в полноценные заготовки сперматозоидов, которые можно напрямую использовать для оплодотворения яйцеклеток.

ЕРЕВАН, 26 фев — Sputnik. Китайские генетики впервые смогли превратить стволовые клетки мышей в полноценные заготовки сперматозоидов, которые можно напрямую использовать для оплодотворения яйцеклеток, и использовали их для выращивания нового поколения грызунов, сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Cell Stem Cell.

"Похоже, что это действительно первый раз, когда кому-то удалось продвинуться от нуля и до живого мышонка, используя технологии выращивания сперматозоидов и оплодотворения яйцеклеток в пробирке. Это крайне восхитительный результат, если все это, конечно, правда", — прокомментировал исследование Нильс Гейсен из университета Хубрехта в Утрехте (Нидерланды), чьи слова приводит журнал Science.

Цзяхао Ша из Медицинского университета города Нанкин (Китай) и ее коллеги входят в одну из нескольких десятков групп ученых, которые в последние годы работают над созданием технологий, позволяющих превратить эмбриональные или "перепрограммированные" стволовые клетки в полноценные сперматозоиды и яйцеклетки, а также в их "заготовки".

Формирование половых клеток в организме, как показали все эти эксперименты, является крайне сложным и многоступенчатым процессом, воспроизвести который полностью до сих пор не удавалось. За последние годы японские генетики и их коллеги из США и других стран мира создавали различные прототипы будущих половых клеток, у которых был один общий недостаток — они требовали дозревания внутри половых органов самца или самки, что мешает их использованию в репродуктивной медицине.

Ша и ее коллеги смогли пройти дальше, научившись заставлять будущие половые клетки вступать в фазу мейоза — двухэтапное деление не на одну, а на четыре клетки, в ходе которого каждая из четвертинок "материнской" клетки получает не двойной, а одинарный набор хромосом.

Этого ученые смогли добиться неортодоксальным и очень трудоемким образом — они погружали наборы клеток-"заготовок" сперматозоидов в культуры тканей яичек новорожденных мышей, в которых присутствовали и отсутствовали определенные гормоны, и наблюдали за тем, что происходило с ними.

Ученые Японии впервые вырастили мышь с помощью стволовой iPS-клетки
Подобная методика помогла китайским молекулярным биологам подобрать особый гормональный "коктейль", который заставлял заготовки половых клеток делиться посредством мейоза и превращаться в подобие будущих сперматозоидов. Получив некоторое количество таких клеток, ученые ввели их в яйцеклетки мышей и поместили в утробы здоровых самок. К их удивлению, подобная операция завершилась успешно, и мыши дали здоровое и способное к размножению потомство.

"Если эта технология будет безопасной и работоспособной и при работе с человеческими клетками, то наше открытие позволит создать принципиально новую методику искусственного оплодотворения. Сегодня многие варианты подобной помощи не подходят для некоторых семейных пар, и мы надеемся, что наш подход к выращиванию сперматозоидов повысит шансы зачать для мужчин, страдающих от бесплодия", — заключает Ша.

Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

• Храм Святой Троицы Самеба

Личный врач грузинского патриарха Илии II рассказала о его здоровье после того, как католикосу стало плохо во время воскресной проповеди.

• Лаборатория винзавода

Домашнее вино в Абхазии продают повсеместно - как из такого разнообразия выбрать качественный продукт, читайте в материале Sputnik Абхазия.

• Вид на Дамаск с горы Кассион

Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов вылетел в Дамаск с первым официальным визитом.

• Вертолет Ми-2, архивное фото

К поискам семилетнего ребенка, который пропал в горах в Алматинской области, подключили вертолет комитета по ЧС.

• Депутат Бишкекского городского кенеша  во время выборов мэра столицы. Архивное фото

Депутаты Бишкекского кенеша изберут нового мэра столицы 8 августа – прежний градоначальник был задержан ГКНБ и освобожден от должности.

• Здание БГУИР в Минске

В Беларуси не хватает будущих "технарей" - в ряде вузов республики объявили дополнительный набор на специальности технического профиля.

• Молоток судьи

Европейский суд по правам человека обязал Латвию выплатить компенсацию за слишком долгий судебный процесс.

• Пожар в лесу

Из-за лесных пожаров и горящих торфяников в Латвии север Литвы окутал смог, наблюдается концентрация вредных веществ в воздухе

• Днестр

Молдавские экологи бьют тревогу: эксперты полагают, что из-за ухудшения положения Днестра жители страны могут остаться без питьевой воды.

• Солдаты-контрактники 149-го мотострелкового полка 201-й мотострелковой дивизии ВС РФ готовятся к стрельбе из гранатомета. Архивное фото

Совместные учения России и Таджикистана в горах Восточного Памира завершились ликвидацией "террористов"

• Стала известна степень повреждения картины из музея Савицкого – для оценки состояния полотна на место выезжала замминистра культуры Узбекистана.

• Телефонный звонок. Иллюстративное фото

Почему в последнее время жителям Эстонии стали часто звонить неизвестные абоненты с тихоокеанского острова Самоа?

• Храм Святой Троицы Самеба