11:31 23 Сентября 2017

© Wpapers
В мире
Получить короткую ссылку
81 0 0

Телескоп "Кеплер" и спектрограф HARPS помогли планетологам опровергнуть расхожую истину, обнаружив невозможно крупную планету в созвездии Овена, которая по всем теоретическим предсказаниям должна была быть не сверхкрупным "двойником" Земли, а небольшим подобием Нептуна.

ЕРЕВАН, 9 фев — Sputnik. Астрономы нашли в созвездии Овена "невозможную" планету BD+20594b, чья плотность — 7,89 грамм на кубический сантиметр — говорит о том, что она является гигантским аналогом Земли, а не подобием Нептуна, как предсказывает теория, сообщает РИА Новости со ссылкой на статью в электронной библиотеке Корнеллского университета.

В последние годы ученые нашли за пределами Солнечной системы десятки и сотни крупных экзопланет, чей диаметр в несколько раз превышает аналогичный параметр для Земли. Их открытие породило массу споров о том, чем они являются — крупными каменистыми планетами, так называемыми "супер-Землями", или же миниатюрными подобиями Нептуна и прочих газовых гигантов.

Проблема, как объясняет Нестор Эспиноза из Католического университета Чили в Сантъяго, заключается в том, что точный замер массы подобных планет крайне затруднен.

Телескопы вроде "Кеплера", следящие за падениями в яркости звезды при проходе планеты по ней, не могут делать это в принципе, а спектрографы вроде HARPS, следящие за сдвигами в спектре светила под действием притяжения планеты, дают крайне неточные оценки или требуют непомерно долгих наблюдений.

Тем не менее, какой-то набор данных все же был собран за последние 10 лет, на основе анализа которых планетологи в прошлом году заключили, что все планеты, чей радиус в 1,6 раза превышает половину диаметра Земли, являются мини-Нептунами, а не супер-Землями.

Эспиноза и его коллеги нашли прямое опровержение этой теории, перепроверяя данные, собранные "Кеплером" уже после его "воскрешения", в ходе наблюдений за созвездием Овена весной прошлого года, при помощи спектрографа HARPS.

В этих данных ученые нашли следы существования необычно крупной планеты у солнцеподобной звезды BD+20594, расположенной всего в 500 световых годах от Земли. Этот объект, как показывают расчеты исследователей, обладает диаметром примерно в два раза больше земного, а его масса примерно в 16 раз выше, чем у нашей планеты.

Подобные показатели означают, что плотность этой планеты, BD+20594b, заметно выше земной и составляет примерно 7,9 грамма на кубический сантиметр, что однозначно исключает возможность того, что она является "мини-Нептуном", каким-то другим видом газового гиганта и планетой-океаном.

Жизнь на поверхности этой гигантской планеты вряд ли существует — у нее, как показывают расчеты Эспинозы и его коллег, полностью отсутствует атмосфера, которая, вероятно, была уничтожена еще во время рождения этой звездной системы 3,3 миллиарда лет назад. Кроме того, сама BD+20594b находится слишком близко к светилу и совершает оборот всего за 423 дня, что исключает возможность существования жидкой воды на ее поверхности.

Что интересно, открытие BD+20594b возвращает интерес к дискуссии о возможности существования так называемых гиперземель — каменистых планет, чья масса в десятки раз выше земной. Ее единственным представителем до сегодняшнего дня была планета-"годзилла" Kepler-10c, которая была относительно недавно "разжалована" в мини-Нептуны после повторного замера массы. Как надеются Эспиноза и его коллеги, параллельное изучение BD+20594b и Kepler-10c поможет ученым понять, почему похожие друг на друга планеты могут выглядеть столь разно, и тем самым улучшить наши шансы на обнаружение полноценного "двойника" Земли.

Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik

• Заседание постоянного секретариата инновационного финансирования

Грузия стала председателем постоянного секретариата инновационного финансирования, заседание с участием премьера страны прошло в штаб-квартире ООН.

• Сеть аптек Самсон-фарма

Новые пункты выдачи медпрепаратов инвалидам, гражданам РФ, постоянно проживающим на территории Абхазии, будут открыты в Гагре и Ткурчале.

• Прием граждан у президента РЮО

Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов принял 40 граждан республики, которые ранее обратились в общественную приемную главы государства.

• Аэропорт Алматы

Суд приговорил к штрафу в размере более 1,1 миллиона тенге гражданина России, который ударил полицейского в аэропорту Алматы.

• Люди у памятника маршалу Советского Союза Георгию Жукову в центре Москвы. Архивное фото

С 29 сентября открывается автобусный рейс из Москвы до Бишкека: автобусы будут отправляться два раза в неделю с московского автовокзала "Южные ворота".

• Фура на таможне, архивное фото

Президент Беларуси Александр Лукашенко констатировал увеличение на треть транзита грузов и пассажиров через территорию республики.

• Флаги Латвии и Литвы

Министры иностранных дел Литвы и Латвии договорились учредить Балтийскую награду за популяризацию языков, литературы и истории двух стран.

• Граница Литвы, архивное фото

Россия выделит 8,5 миллионов евро на приграничное сотрудничество с Литвой: программа поможет решать региональные проблемы и развивать туризм.

• Президент Молдовы Игорь Додон посетил учения полигон в Бульбоака

Президент Молдовы Игорь Додон посетил военные учения "Огненный щит – 2017", проходящие на военной базе под Кишиневом.

• Полиция производит проверку, архивное фото

Дипломаты России и Таджикистана обсудили массовую стычку с участием мигрантов у ТЦ "Москва" и меры по недопущению подобных инцидентов в будущем.

• Рукопожатие

Парламент Кыргызстана в первом чтении принял законопроект о ратификации договора о государственной границе с Узбекистаном.

• Весы Фемиды, наручники и судейский молоток

В Эстонии беженца из Сирии, который приехал по системе обязательных квот ЕС, приговорили к 10 годам лишения свободы за поджог жены.

• Заседание постоянного секретариата инновационного финансирования