Китайские ученые открыли ген "заядлого курильщика" у европейцев

© Sputnik / Павел Лисицын / Перейти в фотобанкЗапрет на курение в общественных местах вводится с 1 июня
Запрет на курение в общественных местах вводится с 1 июня - Sputnik Армения
Масштабный анализ результатов генетической "переписи" среди курильщиков показал, что вариации в гене ANKK1 определяют то, насколько человеку европейского происхождения сложно бросить курить и не возвращаться к табаку.

ЕРЕВАН, 1 дек — Sputnik. Генетики из Китая и США выяснили, что мутации в гене ANKK1 определяют то, насколько человеку европейского происхождения сложно бросить курить и не возвращаться к табаку, говорится в статье, опубликованной в журнале Translational Psychiatry.

Курение и связанные с ним болезни являются одной из главных причин преждевременной смерти сегодня на Земле. По статистике CDC, каждый год в мире от табака и вторичного курения умирает примерно по 6 миллионов человек, и каждые два из трех курильщиков обычно умирают по причинам, связанных с злоупотреблением табаком, передает РИА Новости.

Юньлон Ма (Yunlong Ma) из Чжэцзянского университета в Ханчжоу (Китай) и его коллеги выяснили, что многие жители Европы и России не могут бросить курить, несмотря на неоднократные попытки завязать с табаком, из-за того, что они обладают особой версией гена ANKK1.

Данный ген, как объясняют генетики, отвечает за сборку и транспортировку молекул дофамина — гормона удовольствия. Он отвечает за функционирование множества процессов в мозге, в том числе участвует и в развитии тех нарушений в работе нашей нервной системы, в результате которых формируется никотиновая или наркотическая зависимость.

Ряд предыдущих исследований показал, что люди, обладающие рядом мутаций в участке Taq1A внутри этого гена, являются крайне предрасположенными к злоупотреблениям наркотиками или алкоголем. Это натолкнуло Ма и его коллег на мысль, что этот ген и участок могут быть замешаны и в появлении трудностей при попытках бросить курить.

Авторы статьи проверили свои подозрения, проанализировав и сопоставив результаты нескольких генетических исследований, в рамках которых биологи пытались найти общие черты в структуре генов у курильщиков. В общей сложности в таких опытах приняло участие примерно 11 тысяч человек.

Как показало это сравнение, Taq1A и ANKK1 действительно были связаны с трудностями при попытках завязать с табаком, однако они проявлялись не всегда — подобные проблемы были четко выражены для людей европейского происхождения, и не были характерны для жителей Восточной Азии. В среднем, наличие одной подобной мутации снижало шансы на успешный отказ от табака на примерно 22%.

Как полагают ученые, этот факт можно использовать на пользу пациентов — наличие данных вариантов гена ANKK1 подскажет медикам, помогающим европейцам бросить курить, что для их пациентов необходима максимально возможная поддержка и помощь в их стремлении к здоровой жизни.