Астрономы нашли звезду-"вампира", играющую в "прятки" с жертвой

© Sputnik / Юрий Простяков / Перейти в фотобанкКвазары
Квазары - Sputnik Армения
Астрономы обнаружили редчайшую звездную систему, в которой обитает звезда-вампир и ее престарелая жертва, полностью лишенная водорода, на снимках, полученных европейским телескопом GAIA

ЕРЕВАН, 17 июл — Sputnik. Зонд-"звездочет" GAIA помог астрономам найти уникальную звездную систему, состоящую из двух мертвых светил – яркого белого карлика-"вампира" и крайне тусклого гелиевого гиганта, который периодически затеняет пожирающего его компаньона, передает РИА Новости со ссылкой на Королевское астрономическое общество.

"Это восхитительная звездная система: она принадлежит к очень редкому подтипу двойных звезд, в которой  ее обитатели совершают один виток друг вокруг друга быстрее, чем за час, и где они расположены так, что одно светило полностью закрывает второе. Благодаря этому мы смогли измерить их массы и размеры так точно, как нам никогда не удавалось сделать", — рассказывает Томас Марш (Thomas Marsh) из университета Уорика (Великобритания).

Марш и его коллеги совершили это открытие, как признают ученые, совершенно случайно – на необычную звезду на снимках  GAIA обнаружили не они, а астрономы-любители, заметившие необычную "мигающую" звезду в созвездии Дракона.

Изначально авторы статьи считали звездную систему Gaia14aae вполне заурядным объектом – парой из белого карлика-"вампира" и обычной звезды, с которой он перетягивает материю и благодаря которой он периодически "взрывается", порождая яркую вспышку.

Наблюдения астрономов-любителей заставили Марша усомниться в этом и провести дополнительные наблюдения, в ходе которых  его команда выяснила, что это светил принадлежит к редчайшей категории двойных звезд, общее число которых в нашей Галактике не превышает и четырех десятков.

Подобные светила, которые астрономы называют "катаклизмическими переменными типа AM CVn", представляют собой пару из двух звезд, практически полностью лишенными водорода. Одна из них обычно бывает гелиевым белым карликом, а вторая – вырожденной гелиевой звездой с очень малой плотностью и яркостью. В частности, по массе она в 100 раз меньше нашего Солнца, тогда как ее объем в 125 раз выше солнечного.

Звезды в таких парах расположены так тесно, что они совершают один виток вокруг друг друга за буквально несколько десятков минут. Как рассказывают ученые, Gaia14aae уникальна в этом плане – тусклая крупная звезда каждые 50 минут полностью заслоняет яркого белого карлика-"вампира", что заставляет всю систему снижать яркость и периодически "мигать". Это первая система такого рода, открытая учеными за все время существования человечества.

Почти каждый месяц, как показали наблюдения GAIA, белый карлик накапливает достаточное количество материи для того, чтобы "сворованный" им гелий взорвался и породил заметный всплеск в яркости. Как полагают ученые, дальнейшее изучение Gaia14aae поможет нам понять, как возникают подобные пары светил и как они могут превращаться в сверхновые в последние эпохи жизни звезд-"вампиров".