"Все же фосфор": в ереванском ожоговом центре рассказали о пациентах и типах их ранений

© Sputnik / Asatur YesayantsМедицинский центр "Норк-Мараш"
Медицинский центр Норк-Мараш - Sputnik Армения
Подписаться
Врач – комбустиолог (специалист ожоговой медицины) Карине Бабаян рассказала о лечении военнослужащих с ожогами, о специфике реабилитации таких раненых и сложностях, с которыми пришлось столкнуться персоналу ереванского ожогового центра.

ЕРЕВАН, 26 дек – Sputnik. С первого дня войны в Карабахе Национальный ожоговый центр принял десятки военнослужащих с разной степенью ожогов. Сейчас в центре осталось только двое военных пациентов, сообщила Sputnik Армения специалист центра Карине Бабаян.

Ժպտալ ու ապրել նաև զոհված հերոսների փոխարեն - Sputnik Армения
Второй бой за жизнь: как раненые армянские военнослужащие с улыбкой продолжают борьбу

"На протяжении всей войны 130 пострадавших находились на стационарном лечении в нашем центре. 30 пациентов прошли у нас диагностику, получили консультацию и направление в другие медицинские центры. Двое пока еще продолжают лечение, а остальных мы выписали, отправив домой практически здоровыми", — сообщила Бабаян.

По словам врача, наряду с ожогами у многих военнослужащих были сопутствующие травмы, например, повреждение легких или головного мозга, их жизни угрожала опасность; в таких случаях был необходим перевод в другую больницу. При этом, непосредственно ожоги продолжали лечить специалисты ожогового центра, посещая пострадавших в других больницах.

По словам Бабаян, для лечения шрамов от ожогов требуется 12-18 месяцев.

Карабахская война глазами "русского армянина"։ история полковника Станислава Еремина>>

"После того, как раны от ожогов заживают, пациенты еще 10-12 месяцев остаются под нашим наблюдением. Они выписываются, но приходят на консультацию. Частота консультаций зависит от глубины ожога. Мы даем рекомендации по физиотерапии, что необходимо для профилактики различных двигательных нарушений, или предупреждения зуда, наростов на коже", — объяснила врач.

Она заверила, что у всех пациентов наблюдается положительная динамика, можно даже сказать, что они в прекрасном состоянии.

Бабаян проинформировала, что "у 99% выписавшихся практически нет ран, а если и есть, то точечные, требующие только перевязки. 60-70% пациентов уже могут вернуться к своей обычной жизни, к работе".

Что касается ожогов от фосфорных боеприпасов, она рассказала, что в первый месяц у специалистов центра сразу возникли подозрения, что они имеют дело с химическими ожогами.

Полицейский кордон перед Домом правительства во время митинга оппозиции на площади Республики (22 декабря 2020). Еревaн - Sputnik Армения
В карабахской войне погибли 65 сотрудников полиции, порядка 200 получили ранения — детали

"Когда появились видео о том, что противник использует белый фосфор, мы подумали, что это могли быть фосфорные ожоги. Начали интересоваться, поскольку в мире вообще мало таких случаев. Обратились к нашим зарубежным коллегам, и они нам отправили протоколы по фосфорным ожогам. Там говорилось, как в таком случае выглядят раны, какие лабораторные исследования можно провести, какие сложности возникают при лечении", — отметила врач.

По ее словам, ознакомившись с протоколами, врачи убедились, что действительно имеют дело с фосфорными ожогами, и запросили из-за рубежа необходимое для таких случаев оборудование — специальную черную лампу.

"Под специальным светом мы обнаружили на поверхности ожогов белый фосфор. Но необходимо провести еще много анализов, в том числе и гистологических, чтобы окончательно подтвердить происхождение ожогов как следствие применения белого фосфора", — отметила специалист.

Попал к диверсантам: как военврач Саша Рустамян спас товарищей даже своей гибелью>>

За весь описываемый период в Центре умерли 9 военнослужащих, которые находились в крайне тяжелом состоянии: ампутированные конечности, несовместимая с жизнью площадь ожога.

Лента новостей
0