Таких не победить: прошедшая через ад ливанская армянка вновь помогает возрождению Бейрута

© Photo : 100 Lives / Aurora PrizeВладелица международной сети ресторанов «Майриг» Алина Камакян
Владелица международной сети ресторанов «Майриг» Алина Камакян - Sputnik Армения
Подписаться
Алин Камакян потеряла в Бейруте два ресторана и фирму финансового консалтинга. Но уезжать она не хочет: В одном из ресторанов она готовит бесплатные обеды, а другой хочет открыть, чтобы 85 ее сотрудников могли на что-то прожить.

ЕРЕВАН, 16 авг – Sputnik. Жизнь в Ливане не наладится никогда, поэтому отсюда надо уезжать. Когда в Бейруте прогремел страшный взрыв, так решили многие, но не Алин Камакян. Она хочет остаться на своей второй родине и вновь, в тысячный раз, ее отстраивать. О стойкой армянке пишет местная газета l"Orient – le Jour

Последствия взрыва в Бейруте (5 августа 2020). - Sputnik Армения
Наджарян: Армения должна быть готова принять большой приток беженцев из Диаспоры

"Майрик" ("Мама") – распространенное название для ресторанов западных армян (похожее на русское "Как у мамы"). Он находится в старом квартале Геммайзе, где живут преимущественно арабы-христиане и армяне. Дочь портного, она своими силами открыла два ресторана - "Майрик" и "Пачик" ("Поцелуй").

Большинство работников ресторана жили поблизости и в армянском районе Бурдж Хаммуд. Большинство из них теперь остались без крыши над головой, как и другие 300 тысяч ливанцев.

В момент взрыва Алин находилась на балконе своего офиса, по соседству рестораном.

Забыли о себе

"Я пригнулась к земле и почувствовала поток горячего воздуха. Когда открыла глаза, не понимала, где нахожусь, а правое ухо не слышало", - рассказывает она про страшный день.

В следующую минуту она и ее сотрудники бросились искать друг друга, чтобы помочь. Те, кто мог как-то двигаться, побежали искать тех, кто не мог встать. У одного из ее помощников, Рами Нехме, были сильно ушиблены нога и рука. Он поспешил на выручку своему товарищу Жюльену, который был тяжело ранен.

"Потолок обвалился, и ступенек было не видно, но мне, с одной ногой и рукой, надо было спустить его на первый этаж", - рассказывает он.

Выбежав на улицу, он увидел, что машины сотрудников смяло и искорежило взрывом, и нужно было искать, на чем доставить Жюльена в больницу. Но улица уже кипела от криков о помощи, а вокруг, среди крови и стекла, разбросало тела погибших. Кто-то из знакомых увидел Алин и посадил ее вместе с Жюльеном в свой джип.

Искореженное маршрутное такси в Бейруте - Sputnik Армения
Разрушены дома, разорены компании: ущерб армянской общины Ливана оценивается в миллионы

До больницы они доехали, но, как ни просили и ни умоляли, Жюльена там не приняли: пострадавших здесь уже разместили по всем возможным и невозможным углам. В ту ночь тысячи людей перевозили из одной больницы в другую, а их близкие разрывались на части, чтобы найти своих детей, матерей, родных.

Те, кто чудом спасся, вдруг почувствовали, что сейчас они должны найти в себе силы, о которых раньше не подозревали.

Рами, с ушибленной ногой и рукой, всю ночь бегал за машинами и мотоциклами, и переносил к ним раненых, чтобы тех довезли в больницу. Но когда он вернулся обратно, заплакал.

"Я там увидел женщину, которая потеряла всех сыновей", - с трудом выговаривает Рами.

Алин, заглушив в себе страх и отчаяние, начала бороться с последствиями трагедии. На следующее утро "выключать" себя не осталось сил. Она расплакалась, когда увидела своих работников в полевой столовой Caritas. Сотрудники ресторана, вчера веселые и улыбчивые, превратились в бездомных и голодных, сжимающих в руках котелки.

Заре Синанян, главный комиссар аппарата премьер-министра Армении по делам диаспоры - Sputnik Армения
Армения готовит пакет помощи армянам Ливана в интеграции на родине – Заре Синанян

После этого она с удвоенной силой принялась за работу. Теперь кухня ее ресторана "Пачик" готовит по 1 500 бесплатных обедов в день для пострадавших. Вместе с болью она не может сдержать злости на тех, кто допустил эту трагедию.

"Теперь мы должны бороться. Но кто и как мог допустить, чтобы 2 700 тонн такого опасного вещества находилось в двух шагах от двухмиллионного города? Как эти люди все это время могли спать, зная это?!" - с ожесточением говорит она.

Ливан – ее страна

"В своей жизни я научилась никогда не опускать рук. Но я смертельно устала от этого. Каждый раз, когда мы встаем на ноги, они готовят нам новый удар, еще сильнее", - добавляет Алин.

Правительство прорабатывает меры интеграции прибывших ливанских армян – министр

Семилетней девочкой она оказалась посреди перестрелки и чудом осталась жива. Тогда, в 1976 году, в Ливане начиналась гражданская война, которая длилась 15 лет. Ее отец, портной, из ничего создал семейное дело. Его многолетний труд точно так же пропал во время войны. Тысячи таких людей, как Алин, – арабов и армян – ни за что не уезжали из разрушенного Ливана или возвращались туда с благополучного Запада, чтобы отстроить свой дом и свою родину. Раз за разом их многолетний труд уходит в песок.

Репатрианты из Бейрута в международном аэропорту Звартноц (12 августа 2020). Еревaн - Sputnik Армения
"Добро пожаловать в Армению!" Пашинян сообщил о прибытии из Ливана порядка 100 армян

Когда война закончилась, Алин было чуть больше двадцати. За три десятилетия она создала контору по брокериджу ценных бумаг и два ресторана. Теперь она снова начинает все сначала.

В стране, где государственные услуги сейчас действуют хуже, чем когда-либо, жителям остается рассчитывать только на взаимопомощь. Это слово стало теперь законом жизни. Молодежь расчищает завалы и улицы, предприниматели предлагают бесплатно починить стекла и двери, а ливанская Диаспора – и арабы, и армяне – собирают средства на жизненно важные нужды пострадавших. Простые люди готовы разместить у себя тех, кто потерял кров.

Почему правительство Ливана ушло в отставку: скрытые и явные "пружины"

Алин Камакян тоже превратила в приют один из своих ресторанов. Сюда принесли матрасы и диваны примерно на 50 человек, или десять семей. Она не хочет ограничиваться этим и обязательно снова откроет свой ресторан. От этого зависит заработок 85 человек, 25 из которых сейчас лежат в больнице. Внутри ресторана все разрушено, на кухне готовить по-прежнему можно, а столики расставят на террасе. Ее друзья из Америки начали для этого сбор средств. Доллары окажутся нужны как никогда. Еще до взрыва страна погружалась в кризис, и ливанский фунт стремительно обесценивался. Теперь на него и вовсе ничего не купишь.

Столкновения в центре Бейрута - Sputnik Армения
Ливан - в фокусе геополитических интересов. Израиль держит руку на пульсе

В кризисные времена тысячи молодых людей в Ливане думали о том, чтобы уехать из страны. Куда угодно, лишь бы не жить посреди хаоса, которому не видно конца.

Алин Камакян не думала уезжать ни тогда, ни тем более сейчас.

"У 85 семей насущный хлеб зависит от "Майрик". Я не могу позволить себе ни такой роскоши, ни такого права", - говорит она голосом, не оставляющим никаких сомнений.

Напомним, 4 августа в порту Бейрута взорвался бункер с 2 705 тоннами нитрата аммония. По данным Минздрава Ливана, погибли около 150 человек, в том числе 13 армян, около 5 тысяч человек получили ранения, среди них сотни армян. Пострадали и христианские, и мусульманские кварталы города. Ударная волна от взрыва ощущалась даже на восточном побережье Кипра.

Лента новостей
0