Прорыв в медицине: ученый из Массачусетса рассказал, как Армения поможет генетикам

© Sputnik / Aram GareginyanВице-председатель по инновациям Мичиганского государственного университета, физик, специалист по анализу генома Стивен Хсу
Вице-председатель по инновациям Мичиганского государственного университета, физик, специалист по анализу генома Стивен Хсу - Sputnik Армения
Диагностировать заболевания можно будет за многие годы вперед, на основе генного анализа. Но для этого нужна подробная "генетическая карта" болезней по всему миру. На этой карте очень ценными могут оказаться исследования любой страны, даже маленькой Армении.

ЕРЕВАН, 18 окт — Sputnik, Арам Гарегинян. Исследования генома человека помогут намного раньше диагностировать возможные болезни. Об этом заявил корреспонденту Sputnik Армения всемирно известный физик, специалист по анализу генома Стивен Хсу, который занимает пост вице-президента Мичиганского государственного университета по линии инноваций.

Флешмоб Выспись - Sputnik Армения
Американские генетики нашли ген бессонницы

За прошедшие годы по всему миру была собрана значительная база данных по человеческим геномам. Программу, названную Human Genome Project, начали еще в 1990 году правительства и научные учреждения ряда стран (США, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Китай). В течение всех этих лет были собраны данные о геномах миллионов людей.

Имея такую базу данных, можно сравнивать гены у больных и здоровых людей, а затем – проверять, нет ли в генах у больных людей каких-то мутаций, которые при определенной болезни повторяются у разных людей. Если, например, у пятисот человек, перенесших инфаркт миокарда, в генах наблюдается один и тот же – условно говоря – "сбой", это значит, что перед нами генетический сигнал или маркер будущей болезни. И если в ДНК у человека обнаруживается маркер инфаркта, то он заранее знает, что несет повышенный риск, и понимает, какой вести образ жизни, чтобы потенциальный инфаркт не стал реальным.

Так будет выглядеть диагностика в идеале. А на самом деле для этого предстоит сделать очень много работы. Ведь почти любая болезнь или ее риски вызываются не какой-то одной, а многими мутациями ДНК, а также факторами окружающей среды. А самое главное – эти маркеры не универсальны. "Люди бывают разные", - это не только житейская поговорка, но и рабочие будни генетиков. Даже у генетически близкородственных групп людей одна и та же болезнь может вызывать разные мутации.

Бюст Левону Орбели - Sputnik Армения
Еще один из рода Орбели: как брат Иосифа генетику в стране спасал

Такие различия, например, заметили с периодической болезнью (также известна как ереванская болезнь). Как известно, она в основном встречается у народов Восточного Средиземноморья. Генетически у них много общего, и мутация генов при болезни примерно одинакова.

Но разные участки соответствующих генов при этом мутируют чуть-чуть по-разному у армян, греков или евреев. А, например, у армян и чехов эти различия еще сильнее. Это обнаружили генетики двух стран, когда сравнивали, как искажаются гены при раке груди у пациентов в Армении и Чехии.

"Так или иначе, если мы находим опасные генетические маркеры у американцев, мы можем проверить, действуют ли они, скажем, для японцев или эстонцев. Чем больше мы выделим таких маркеров и чем подробнее их проанализируем, тем точнее они станут", — говорит Стивен Хсу.

Именно поэтому, подчеркивает он, ни одна страна не может отгородиться от других и все сделать для себя сама. Здесь важны данные от любой страны, даже самой маленькой. Они составят часть мировой "генетической карты" по рискам болезней. Чем подробнее составить такую карту, тем лучше станет всем.

Тогда анализ генома станет частью нашей медицинской анкеты, тем более что он становится все доступнее. Частичный анализ генома в США стоит сто-двести долларов, а полный анализ — нескольких сотен долларов (то есть не совсем дешево, но и не запредельно дорого). Цены продолжат снижаться как с развитием технологий, так и с ростом конкуренции (рядом с западными аналитическими приборами уже начинают появляться китайские).

Бактериологическая война, или Почему Пентагон изучает влияние новых вирусов и в Армении>>

Свои исследования Стивен Хсу представил на Всемирном форуме информационных технологий WCIT-2019, который прошел в Ереване, а также в Институте молекулярной биологии Академии наук Армении, где обсудил возможности сотрудничества.