"Настоящий детектив" - ученый Артем Оганов установил структуру борида натрия

Один из известнейших ученых России Артем Оганов установил состав сложнейшего химического вещества.

ЕРЕВАН, 28 мар — Sputnik. Международная группа ученых совместно с профессором Сколтеха (Сколковский институт науки и технологий) и МФТИ (Московский физико-технический институт) Артемом Огановым установила кристаллическую структуру и химический состав борида натрия — Na2B30, свойства которого долгое время были предметом споров. Об этом сообщила во вторник пресс-служба Сколтеха.

Владимир Путин и Артем Оганов - Sputnik Армения
"Армяне – латентные евреи": шутки и признания химика с мировым именем Артема Оганова

Бор — уникальный элемент, образующий сложные кристаллические модификации, все из которых являются сверхтвердыми. Более того, соединения бора с металлами ‒ бориды ‒ часто имеют очень сложные химические составы и кристаллические структуры. При этом новые формирования оказываются не всегда однозначно определенными экспериментально. Многие бориды интересны как сверхтвердые материалы, сверхпроводники, термоэлектрики.

С помощью разработанного профессором Сколтеха метода USPEX — компьютерного предсказания кристаллических структур — ученым удалось разрешить спор о том, каков состав борида натрия — Na2B30 или Na2B29.

Профессор Оганов смог доказать, что добавление всего одного атома радикально меняет не только стабильность, но и электронные свойства, превращая вещество из металла в полупроводник и резко увеличивая твердость этого материала.

Макет Лунохода-2 - Sputnik Армения
"Прогулки по планетам" великого армянина, или Как взбешенный Кемурджиан луноход заправлял

"Эта работа ‒ настоящий детектив. Выяснилось, что все в какой-то степени заблуждались: кто-то в химической формуле, а кто-то в структуре. Меня в таких историях всегда удивляет то, что мы часто говорим о том, что живем в 21 веке, что у нас суперприборы и мы можем почти все, а на самом деле, несмотря на действительно огромный прогресс в науке, мы иногда даже не знаем, что за вещество держим в руках при обычных условиях", ‒ рассказывает профессор Артем Оганов.

По его словам, такие вещества могут иметь крайне интересные технологические применения. Также пресс-служба Сколтеха отмечает, что с полным описанием результатов исследования можно ознакомиться в научном журнале Physical Review B.

Ранее, по модели Оганова новое вещество — синтезировали ученые Аргоннской национальной лаборатории США.

Ученый Артем Оганов, для любителей армянской генеалогии, это, в первую очередь, сын тбилисского армянина с Авлабара. В мире его знают как создателя качественно новых методов компьютерного "предсказания" (моделирования) новых материалов.