"Алиев думал, что его авторитета хватит": Кочарян о встрече в Ки-Уэсте и срыве договора

© Sputnik / Asatur YesayantsВторой президент Республики Армения Роберт Кочарян в гостях у Sputnik Армения
Второй президент Республики Армения Роберт Кочарян в гостях у Sputnik Армения - Sputnik Армения
Подписаться
По мнению второго президента Армении, ни до встречи в Ки-Уэсте, ни после нее стороны не были столь близки к мирному договору.

ЕРЕВАН, 18 сен — Sputnik. Второй президент Армении Роберт Кочарян рассказал некоторые детали переговоров 19-летней давности, в ходе которых Ереван и Баку были в шаге от мирного договора по Карабаху. Речь идет о встрече в Ки-Уэсте (США) в 2001 году. Там весной того года прошли четырехдневные переговоры Кочаряна с тогдашним президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. Но соглашение в итоге так и не было подписано.

Роберт Кочарян перед началом интервью телеканалам 5-ый канал, Второй телеканал Армении и Еркир Медиа (29 июля 2020). - Sputnik Армения
Кочарян пояснил, когда Нагорный Карабах перестал участвовать в переговорах

В интервью группе армянских политологов Кочарян рассказывает, что Гейдар Алиев в самый последний момент отказался подписывать договор. Он сказал об этом там же, когда госсекретарь США Колин Пауэлл открыл встречу. Для посредников это было сюрпризом.

"Я смотрел на лица американцев. Кери Ковано (тогдашний сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США. – ред.) весь вспотел. Но за неделю до этого я уже понимал, что Гейдар Алиев откажется подписать. Происходившие в азербайджанском парламенте обсуждения подсказывали мне, что готовится почва для отказа. Меня не послушали, в итоге получили то, что получили", - рассказал Кочарян.

По его словам, так близко к решению проблемы стороны не были ни до этого, ни после.

Документ, подготовленный к подписанию в Ки-Уэсте, представлял собой отказ Азербайджана от Карабаха, отметил Кочарян. Карабах присоединялся к Армении. В ответ Армения давала Азербайджану право на суверенный путь в Нахичевань через Мегринский район. Со слов Кочаряна, тогда даже показали моделирование этой дороги, состоявшей из многочисленных тоннелей и эстакад.

Кочарян считает интересным то, что для азербайджанцев независимость Карабаха воспринималась намного болезненнее, чем его присоединении к Армении. "Это немного странно, но у меня тогда было такое впечатление", - говорит он.

Как вспоминает Кочарян, Гейдар Алиев потом во время обеда сказал ему о причинах отказа. Оказалось, Алиев-старший не ожидал такой реакции в Азербайджане. Тогда в отставку подали многие видные чиновники в азербайджанском руководстве. И, по словам Алиева, он думал, что его авторитет позволит принять это сложное решение и воплотить в жизнь. Алиев также признался, что он недооценил степень чувствительности этой проблемы для азербайджанского народа.

Лента новостей
0