Когда не нужен даже велосипед, а друзья брошены поневоле: истории карабахских детей

Детские игрушки в попавшей под обстрел квартире общины Иванян (1 октября 2020). Карабах
Детские игрушки в попавшей под обстрел квартире общины Иванян (1 октября 2020). Карабах - Sputnik Армения
Подписаться
Война закончилась, однако многие жители Нагорного Карабаха не вернулись на родную землю. Арцахские дети, нашедшие приют в Армении, осознают все произошедшее, но очень тоскуют по дому. Раньше у них были разные мечты, а сейчас все они мечтают об одном...

В здании администрации Армавирской области Армении корреспондент Sputnik Армения встретилась с арцахскими детьми, временно проживающими в этом регионе.

Первое знакомство произошло с 9-летней Карине Багрян из Гадрута. С ней мы подружились сразу: во-первых, она моя тезка, а во-вторых, в ходе беседы выяснилось, что девочка очень любит читать. Вместе с ней идем болтать в один из кабинетов здания областной администрации.

© Sputnik / Karine HarutyunyanКарине из Гадрута
Когда не нужен даже велосипед, а друзья брошены поневоле: истории карабахских детей - Sputnik Армения
Карине из Гадрута

Карине сейчас ходит в школу в Армавире, у нее появились новые друзья – Ани, Гаяне и Сусанна. Но девочка признается, что очень скучает по Гадруту, своим друзьям, одноклассникам.

"Очень тоскую по нашему дому, там было лучше. Мама мне говорит, что мы останемся в Армении, потому что наши земли вряд ли вернут. Но я тайком от мамы думаю, что однажды снова буду жить с своем доме, спать в своей постели", - говорит Карине и вопросительно смотрит на меня – хочет, чтобы я подтвердила, что так оно и будет.

В ответ улыбаюсь и меняю тему разговора, начинаю расспрашивать о ее любимых книжках. Девочка увлекается сразу, она действительно любит читать. С блеском в глазах рассказывает, что больше всего любит произведения Ованеса Туманяна, но тут же отводит взгляд, смотрит в окно, кусает указательный палец и нервно стучит по столу.

"Книги мои тоже остались в Гадруте… В нашем доме. Ни одну книжку не смогла взять. У меня были хорошие книги, поющие, с картинками, все осталось там", - говорит Карине.

От книжки сказок до возвращения в Арцах» -  о чем карабахские дети просят Деда Мороза - Sputnik Армения
"Хотим домой": о чем просят Деда Мороза дети из Карабаха - видео

Словно пытаясь оправдаться за брошенных на произвол судьбы дорогих друзей, девочка спешит добавить, что она просто не успела взять книги, беспилотник беспрерывно наносил удары, они едва сами успели сбежать. Остальные члены семьи девочки также не успели ничего взять.

"Ну, война ведь", - рассудительно говорит девочка, которая явно понимает в этом гораздо больше меня.

Отец Карине, Андраник Багрян, участвовал в войне и, к счастью, вернулся живим и здоровым. Карине вспоминает, что в те дни по папе скучала так же, как сейчас тоскует по дому, но не звонила ему: отец предупредил, что это опасно. Девочка не понимает, что может быть опасного в телефонном звонке, но безропотно выполняла наказ и ждала, пока отец сам даст о себе знать.

Карине мечтает стать певицей, но не знает, хорошо ли поет. Говорит, что дома для родителей устраивает "концерт", они ее воодушевляют. Впрочем, тут же добавила девочка, эта мечта сейчас не так важна, есть вещи, которых хочется гораздо сильнее.

"С момента приезда из Гадрута я еще никого из знакомых не видела. Очень скучаю по друзьям и даже не знаю, где они сейчас. По Гаяне очень тоскую, мы вместе ходили в школу, играли вместе во дворе. Если родители Гаяне прочтут то, что вы напишете, хотелось бы, чтобы передали ей: пусть непременно мне позвонит!" - говорит Карине.

Вещий сон мамы и спасение армянских солдат: как Давид Саакян выжил во вражеском тылу>>

Уже завершая беседу, болтаем с Карине о девчачьем, я ее фотографирую. Уже собираемся выходить, как вдруг девочка спрашивает, могу ли я кое-что уточнить, если она попросит. Обещаю постараться выполнить ее просьбу, даже не зная, о чем будет идти речь.

"Можете узнать и потом сказать мне – наш дом в Гадруте разрушен или нет?.." - говорит девочка.

Не зная, что сказать в ответ, начинаю болтать о каких-то пустяках, а потом говорю, что проще будет найти ее подругу Гаяне.

Рождественская елка в Ереванском вернисаже - Sputnik Армения
"Не лишайте детей праздника", Или почему в армянских семьях нужно отмечать Новый год

Выходим из кабинета и встречаем 12-летнего Нвера Каграманяна из города Мартуни. Нвер уже большой мальчик, все понимает про войну и немного растроганно сообщает, что дверь была приоткрыта и он услышал, что мы говорили о Гадруте.

"Гадрут захватили, знаю", - говорит мальчик и словно хочет меня успокоить, мол, это ничего, через несколько лет вернем непременно.

Нвер хочет стать военнослужащим, как его дядя Артур․․․ Дядя погиб на войне․ Теперь мальчик хочет скорее повзрослеть и продолжить на поле боя его дело. Другой дядя, по материнской линии, тоже воевал. Нвер говорит, что дядя всему его научит, передаст свой опыт.

"В дни войны все переживал, хотел, чтобы все поскорее закончилось, но совсем не такого конца ждал. Знаю, что мы будем бороться и вернем наши земли. Наш дом полуразрушен, сейчас его ремонтируют, чтобы мы могли вернуться. С нетерпением жду этого, сейчас хочу только вернуться домой, а вот раньше мечтал о тысячах вещей", - говорит Нвер.

Принявшие у себя жителей Карабаха семьи получат временную помощь>>

Мальчик, правда, мечтает еще кое о чем: чтобы нашли его велосипед. Когда они покинули дом, явились азербайджанцы, разбили окно и утащили разное добро, в том числе и его велосипед. Об этом сообщили соседи, которые уже вернулись в свои дома.

Кадр из видеообращения защитника прав человека Карабаха Артака Бегларяна после обстрелов рынка Степанакерта (31 октября 2020). Карабах - Sputnik Армения
"Герои погибли ради них": Артак Бегларян призвал не лишать детей улыбок на Новый год

О том, что происходит в родном городе, насколько их дом привели в порядок, Нвер узнает от друзей, живущих в Арцахе. Мальчик здесь не ходит в школу, так как семья надеется, что возвращение в Мартуни не за горами.

Говоря о родном Мартуни, Нвер растягивает задумчиво рукав своего свитера и говорит, что очень скучает по арцахской природе, своей свободе. Здесь, в Армении, он целыми днями сидит дома, а в Мартуни много играл с друзьями во дворе.

Утешает лишь одно: у них хоть дом остался, пусть полуразрушенный. "Ну, грущу немного, что мы сейчас здесь, но а что сказать детям, которые вообще остались без дома? Больше всего хочется, чтобы я и все дети из Арцаха, которые сейчас живут здесь и там, вернулись в свои дома. Мне даже велосипед свой не хочется, пусть только это будет", - говорит Нвер, испытующе глядя прямо мне глаза. Старается понять, верю ли я ему.

С Нвером тоже заканчиваем беседу, условившись сфотографировать его, когда с глаза снимут повязку (у мальчика была проблема, здесь его прооперировали).

Перед уходом Нвер приглашает меня в Мартуни, когда его дом достроят, чтобы фотоссесию мы устроили именно там. Приглашение принято…

Лента новостей
0