Курды как предмет торга: почему даже провальная операция "Коготь орла-2" на руку Эрдогану

© AP Photo / Bram JanssenКурдский боец пешмерга стреляет из оружия по позициям группировки Исламского государства неподалеку от города Синджар (29 января 2015). Ирак
Курдский боец пешмерга стреляет из оружия по позициям группировки Исламского государства неподалеку от города Синджар (29 января 2015). Ирак - Sputnik Армения, 1920, 22.02.2021
Подписаться
Курдская проблематика для турок – это не только вопрос, связанный с геополитическими и региональными амбициями. Есть еще и внутренняя политика — президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану необходима стабильность. И в этом плане курдский фактор – идеальный инструмент.

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

В отношениях с Соединенными Штатами Америки Турция оперирует курдским вопросом в качестве своеобразного инструмента для "перетягивания каната".

Курды для Турции – фактор внутриполитический

На фоне жесткого противостояния США и Турции в вопросе Ирака остальные проблемы между этими натовскими партнерами выглядят бледно. Разногласий, действительно, много. Это сирийский плацдарм, упертость турок в вопросе закупки российских ЗРК С-400, санкции, которыми Вашингтон грозит турецкому ВПК, отказ поставлять Анкаре истребители пятого поколения F-35...

Президенты Ирана и Турции Хасан Роухани и Реджеп Тайип Эрдоган прибывают на совместную пресс-конференцию (20 декабря 2018). Анкара - Sputnik Армения, 1920, 20.02.2021
Иран понимает опасность политики Турции – эксперт об идее новой платформы на Южном Кавказе

Но все это в комплексе не может перевесить геополитические интересы , которыми руководствуется американская дипломатия в отношениях с союзником по НАТО. В принципе, диаметрально противоположные позиции по курдской проблематике не могли бы рассорить Вашингтон и Анкару, если бы не одно "но". И "но" это лежит даже не в сфере глобальных амбиций нынешнего турецкого руководства и конкретно президента Эрдогана.

Понятно, что курдское противостояние давно уже является одним из решающих факторов во внутриполитической жизни Турции. Особенно актуальным это становится тогда, когда в стране ожидаются серьезные социальные, экономические, финансовые потрясения.

Сейчас турецкие власти стоят на пороге именно таких проблем. Ведь если крупная игра, которую на данный момент пытается затеять Эрдоган за место своей страны под "европейским солнцем" в итоге провалится и "средиземноморское противостояние" разрешится не в пользу Анкары, то не исключены серьезные, чувствительные санкции даже со стороны таких крупных партнеров, как Германия.

Для турецкой экономики значение стратегического партнера в лице Берлина действительно сложно переоценить. То же самое можно сказать и о немецкой экономике. Та же Германия, например, не так давно вновь отказалась дать добро на оружейное эмбарго, которым греки грозили Анкаре от имени всех европейцев.

Однако если в вопросах Восточного Средиземноморья, греческих островов или оккупированного Кипра Евросоюз возьмется всерьез защищать Афины и Никосию (а Берлин уже не единожды по этой части осаживал Анкару), то туркам придется попотеть с решением своих финансово-социальных проблем. Если одновременно заработают санкции со стороны главных экономических партнеров – и США, и Евросоюза (включая и Германию), то Турции на самом деле придется туго.

Вашингтон с Анкарой конфликтует на стыке геополитики и идеологии

Подобное развитие событий нельзя исключить хотя бы потому, что сейчас европейские столицы очень четко реагируют на любые сигналы из-за океана. Нынешняя администрация Белого Дома позицию относительно натовского партнера – Турции – высказывает довольно жестко, все время напоминая о тех самых российских С-400.

Транспортно-пусковые установки зенитного ракетного комплекса С-400 Триумф - Sputnik Армения, 1920, 21.02.2021
Удалось ли достичь договорённости о производстве российских С-400 в Турции? Ответ Фролкина

Вашингтон напоминает также об агрессивном и не очень дальновидном поведении Анкары во время последней Карабахской войны, когда Турция не то чтобы сама едва не подмяла под себя южнокавказский регион, так еще и открыла дорогу туда российскому миротворческому контингенту. Разве такое простят в Вашингтоне, где на этот регион изначально были свои, далеко идущие планы? И связаны они были с тем, что из этого региона американцам хотелось вытеснить Россию.

Да и вообще, сейчас в Европе понимают, что американская дипломатия начинает крупную геополитическую игру. Ее главная цель – заставить Турцию вновь повернуться лицом к натовским партнерам (то есть отвернуться от России), вспомнить обязательства, которых должно придерживаться государство, выступающее полноценным участником Североатлантического альянса.

"Турецкий" цугцванг для США

Не исключено, что логика действий европейских столиц будет исходить именно из подходов, которых придерживаются власти США. И пытаясь предугадать и обезопасить себя от подобного развития событий, Эрдоган априори старается настроить турецкое общество против американцев. А курдский фактор в этом контексте для Анкары — вещь неоценимая.

Побольше преференций, хороших и разных

Видимо, именно этим и объясняется агрессивное поведение Турции как на севере Ирака, во время проведения так называемой антитеррористической операции "Коготь орла-2" (против курдов), так и на политической арене. Ну, с военной агрессией против курдских боевых формирований все более-менее ясно. Для внутренней сплоченности турецкого общества необходим внешний враг, и курды на эту роль подходят просто идеально.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в президентском дворце в Анкаре - Sputnik Армения, 1920, 19.02.2021
Лавров объяснил, как относится к идее Турции по созданию "Великого Турана"

А если учесть, что курдские боевые формирования и в Сирии, и в Ираке являются союзником и опорой американцев в продвижении агрессивной внешней политики, то значимость такого внешнего врага возрастает дважды. Если завтра грянут санкции против Турции (а к этому дело идет), то все это можно будет легко объяснить вражеским настроем Соединенных Штатов, защищающих курдов.

Дальнейшая воинственная риторика, которой оперирует турецкая дипломатия и сам Эрдоган на политических подмостках, станет всего лишь логическом продолжением игры, которую затеяла Анкара, начиная операции "Коготь орла" и "Коготь орла-2" .

Правда, в горах Северного Ирака турецкие солдаты и жандармерия, мягко говоря, особых успехов не добились. Судя по информации из некоторых источников, турецкой армии не удалось даже высадить десант спецназа…

Турция хочет вернуться в программу F-35 и наняла американских юристов

Впрочем, даже потери, которые понесли турки во время операции в горах, могут обернуться, как говорится, на пользу действующему президенту Эрдогану. Реакция же Белого дома, где засомневались даже в том, действительно ли 13 турецких солдат и "полицаев" были расстреляны в горной пещере именно курдами, подлила еще больше масла в огонь.

"Мы все пережили период, когда недавно турецко-американская дружба подверглась серьезному испытанию. Мы не смогли увидеть той поддержки и солидарности, на которую рассчитывали от нашего союзника по НАТО, особенно в вопросе борьбы с РПК (Рабочая партия Курдистана признана в Турции террористической организацией. - ред.) и ее ответвлениями. Это большое противоречие для страны, которая требует демократии и свобод", - именно такова была риторика турецкого президента.

А это значит, что Эрдоган намерен ввязаться в крупную геополитическую игру с американцами, невзирая на опасность грядущих санкций со стороны западных партнеров. Либо он действительно решил доказать миру свое право быть самостоятельным, невзирая на членство Турции в НАТО, либо рассчитывает на серьезные преференции, когда договорится с американцами.

Лента новостей
0