ЧП с танкерами в Оманском заливе: кто из множества "подозреваемых" хочет подставить Иран

© REUTERS / HANDOUTГорящий танкер у побережья Омана (13 июня 2019). Оманский залив
Горящий танкер у побережья Омана (13 июня 2019). Оманский залив - Sputnik Армения
Подписаться
Связанная с нападением на нефтяные танкеры в Оманском заливе чрезвычайная ситуация никак не складывается в логический карточный пасьянс. Не хватает каких-то важных, судьбоносных данных. Самое главное — изначально повис в воздухе ответ на вопрос "Cui bono? Cui prodest?": кому же выгодна ситуация, сложившаяся в нефтеносном регионе после атак на танкеры, кто и кому "заказывал" два танкера, мирно проплывавших по заливу?

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

Вряд ли в ближайшее время кому бы то ни было удастся добиться объективного расследования чрезвычайного происшествия с танкерами в Оманском заливе и получить честный ответ на вопрос, что же на самом деле случилось утром 13 июня. Зато можно не сомневаться, что фантастических догадок, псевдо-политической аналитики и провокационных заявлений будет более чем достаточно. Таков регион – на грани взрыва, только поднеси спичку к пороховой бочке.

Если Оманский залив и Ормузский пролив закроются, будет катастрофа

Если говорить о геополитических тенденциях и о том, кто за последние пару лет старался раскачать стабильность в регионе (до которой и так было далеко), то на ум может прийти одна группа стран. Если говорить о желающих помешать функционированию главной мировой нефтеносной артерии – Ормузского пролива, да и вообще Персидского залива, то обвинять в случившемся придется совсем другую страну.

Горящий танкер у побережья Омана (13 июня 2019). Оманский залив - Sputnik Армения
В Оманском заливе атакованы нефтяные танкеры – один затонул

А еще вторую, третью… Перечислять так можно достаточно долго: стран, интересы которых пересекаются и переплетаются на Ближнем Востоке, более чем достаточно. Возьмем тот же Иран, который американцы всеми силами пытаются вытеснить с международного рынка энергоносителей. Как выразился президент США Дональд Трамп, пытаются "обнулить" нефтяные доходы страны, которая и так находится под жесточайшим прессингом экономических санкций.

Ведь у всех на слуху недавнее, сделанное всего пару месяцев назад, заявление Тегеранам о том, что если американцы сумеют вытеснить Иран с нефтяного рынка, то они просто перекроют проход по Ормузскому проливу. Ведь сейчас достаточно легко предположить (и основания для этого есть), что это именно Иран, оказавшись в тяжелом финансово-экономическом состоянии и критически снизив объемы экспорта нефти, решился-таки перекрыть Ормузский пролив.

Образно говоря, "перекрыть краник" и заставить американцев смягчить санкции. Ведь через эту морскую артерию проходит порядка 40% объема нефти из арабских стран, и если пролив вдруг закроется, то это будет серьезный удар и по арабским союзникам США, да и по всей мировой экономике. Глобального кризиса не избежать.

В каком-то смысле Тегерану и Трампу обострение ситуации не на руку

С другой же стороны, в сложившейся ситуации именно Тегеран сумел проявить себя в качестве стороны конфликта, сумевшей воздержаться от резких телодвижений, в отличие от своего оппонента – Соединенных Штатов. Больше года, как США в одностороннем порядке вышли из иранского ядерного соглашения, а Иран до сих пор аккуратно выполняет все свои обязательства. Хотя и европейцы не смогли выполнить свою часть договора. И в этом раскладе Тегеран, видимо, последний из участников геополитической игры на Ближнем Востоке, которому было бы выгодно обострение ситуации в Оманском заливе.

Президент США Дональд Трамп и советник по национальной безопасности Джон Болтон перед встречей с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте (2 июля 2018). Вашингтон - Sputnik Армения
Трамп VS Болтон: Иран стал катализатором внутриполитического противостояния в США

Что касается американцев – то у них свои приоритеты и задачи, ради решения которых они готовы на все. Увеличить, усилить свое военное присутствие в регионе – прямо-таки мечта определенных кругов на внутриполитической арене в США. Достаточно лишь вспомнить, как некоторые "ястребы" из числа приближенных к нынешнему американскому президенту говорили, что Соединенные Штаты посылают в ближневосточный регион 120-тысячный военный контингент.

Можно себе представить, каково пришлось Трампу уговорить своих воинствующих коллег отказаться от этой мысли: ведь на самом деле нынешний американский президент не любит и не хочет воевать. Он предпочитает финансовые, экономические войны, в которых чувствует себя как рыба в воде. А вооруженное военное столкновение, тем более со страной, у которой в загашнике миллионная армия (таковы официальные военные данные по Ирану), для президента-бизнесмена абсолютно не на руку. Ведь это какие же траты, которые потом, скорее всего, и отбить не удастся.

Россия не станет мелочиться, или Угроза "мирового взрыва" от иранской нефти>>

Так что самому Трампу, видимо, обострение в Ормузском проливе и Оманском заливе, где утром были подбиты два груженых танкера, невыгодно ни при каком раскладе. Другое дело — его оппонентам на внутриполитической арене, которых, видимо, нервирует поведение Трампа, старающегося в борьбе с Тегераном обойтись малыми жертвами и тратами. Посему корни ЧП в Оманском заливе можно, в принципе, искать именно там.

А еще есть Тель-Авив, Эр-Рияд, и даже Москва… И у всех – свои интересы

Однако нельзя сбрасывать со счетов и другие страны. Те же американские сенаторы и конгрессмены-лоббисты (нормальное явление для Соединенных Штатов) запросто могли бы действовать , исходя из интересов, скажем, Израиля или Саудовской Аравии – основных противников Ирана в регионе. И тем, и другим вариант достижения хоть каких-то договоренностей между Тегераном и Вашингтоном – словно нож в сердце. Поэтому приписать именно им инициативу и желание взорвать ситуацию в регионе до критической можно вполне.

Нефтяной танкер - Sputnik Армения
Иран и США на пороге взрыва: Трамп придерживает "борзых войны", но кому же она на руку?

Тем более, что сверхзадача американцев в регионе действительно сводится к обеспечению безопасности своего самого ближайшего союзника — Израиля. А ведь есть еще и Саудовская Аравия, которой Трамп пытается продать американского оружия на целую сотню миллиардов долларов. Эта сделка грозит стать одной из жемчужин в короне президента, который по всем признакам, планирует идти на второй срок. Сделке препятствуют политические оппоненты, которые все время напоминают, что именно в своем посольстве в Турции саудиты убили журналиста Джамаля Хашогги (Хашукджи).

Этот политический подход дико мешает сделке американского президента, и с этой точки зрения Трампу было бы с руки в очередной раз представить Иран в качестве воплощения зла в регионе. И тогда сделку по оружию саудитам оказалось бы продавить гораздо легче.

А еще есть целая группа стран, которых ситуация в регионе Ближнего Востока могла бы заинтересовать исключительно с точки зрения цен на нефть и нефтепродукты. Упомянули уже даже Россию, которой была бы выгодна дестабилизация ситуации в районе Оманского залива. Причина? Ну конечно же, цена на нефть.

То ли войны, то ли блицкрига, то ли севрюжины с хреном: чего добиваются США от Ирана>>

На самом деле это вообще из области сюрреализма, поскольку именно Москва на дипломатической арене выкладывается на все сто, лишь бы ситуация в регионе не взорвалась большой войной. Что же касается цен на черное золото, то следует помнить, что в бюджет текущего года Кремль изначально закладывал цену в 40 долларов за баррель. И цена в 60 долларов, которая есть сегодня, Москву вполне устраивает. Так что вряд ли русские пошли бы на какие-то резкие телодвижения в регионе в то время, когда наконец-то налаживается что-то на сирийском треке…

Лента новостей
0