"Таинственный" разговор Лаврова с Чаушоглу: почему ситуация в Сирии оказалась патовой

© Sputnik / Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкМинистры иностранных дел России и Турции Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу перед началом переговоров президентов РФ и Турции (28 сентября 2017). Анкара
Министры иностранных дел России и Турции Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу перед началом переговоров президентов РФ и Турции (28 сентября 2017). Анкара - Sputnik Армения
Подписаться
Чем ближе к финальному рывку военное противостояние в Сирии, тем больше проблем у Турции, где совсем иначе представляли свой статус на конечном этапе. Ведь по большому счету курдская проблема никуда не делась, да и требования Дамаска, касающиеся территориальной целостности Сирии, все громче и громче.

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

Цели ради которых президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в какой-то момент изменил свой статус на сирийском треке, предпочитая сотрудничать не с США, а с Россией и Ираном, реализовать не удалось. И отныне Анкара не имеет каких-либо гарантий того, что на сирийской территории, прямо у себя в южном "подбрюшье", не будет иметь курдской автономии, от которой будет исходить вполне реальная опасность территориальной целостности уже самой Турции.

Турция озабочена тем, что остается без каких-либо "антикурдских гарантий"

По большому счету на сирийской арене Анкара поменяла своих натовских партнеров в первую очередь потому, что Вашингтон обещал своим союзникам — курдам — не просто автономию, а чуть ли не новую государственность. Ну, ту самую, о которой курды мечтают не первое столетие (и никогда, собственно, не имели).

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в окружении армейских генералов обращается к турецким войскам у сирийской границы (1 апреля 2018). Рейханлы, Турция - Sputnik Армения
"Курдские братья" не заставят Турцию уйти: Эрдоган продвигает свой план оккупации Сирии

И это прямо на границе с Турцией, причем в той части турецкой территории, где очень много именно курдского населения и где время от времени (достаточно часто) Анкара бывает просто вынуждена проводить военные операции против курдских боевых отрядов.

Можно лишь представить, как будут развиваться события, если там, рядом, по ту сторону государственной границы, на сирийской территории будет существовать Курдистан (даже в виде номинальной автономии). Ведь турецкие курды будут получать оттуда серьезную военную помощь, что, конечно же, может привести чуть ли не к полноценной гражданской войне на турецкой территории.

Именно этим и озабочена в первую очередь Анкара, которая сейчас пытается лавировать так, чтобы хоть кому-нибудь из остальных игроков, действующих на сирийском треке, было бы выгодно ее поддержать. Касается это и участившихся турецко-американских контактов, и активной деятельности на площадке астанинского формата, где, кстати, тоже приходится лавировать между позициями Москвы и Тегерана. Однако особого успеха турецкая дипломатия не добивается ни там, ни там.

Проблемы Анкары глубже, нежели просто разногласия с Соединенными Штатами

Что касается переговоров между Вашингтоном и Анкарой, то тут все далеко не так гладко, как могло бы показаться на первый взгляд. И дело даже не в том, что американцы делают все возможное, чтобы надавить на Турцию, скажем, в плане закупки российских зенитно-ракетных комплексов С-400. Хотя и на этом фронте все у турецкой дипломатии сложно хотя бы потому, что на столе у президента США Дональда Трампа лежит решение американского Конгресса о приостановке поставок знаменитых F-35, если сделка по С-400 все-таки состоится.

Судьбоносный февраль: будущее Ближнего Востока решают не только сверхдержавы, но и Ереван>>

И даже не о том речь, что американцы отказались передать под контроль турок несколько небольших военных баз, которые они оставляют, выводя свои войска с сирийской территории (США передают эти базы именно курдам).

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган - Sputnik Армения
Турция никому не доверит контроль над буферной зоной в Сирии – Эрдоган

Основная проблема состоит в том, что, не сумев договориться в этом плане с Анкарой, Вашингтон был вынужден сделать неожиданное, можно даже сказать, скандальное заявление касательно того, что часть своих военных все-таки оставляет в Сирии. Человек 200, не больше. Однако, по мнению аналитиков из Вашингтона, этого достаточно, чтобы контролировать ту сирийскую территорию, на которой сейчас укрепились курдские боевые формирования.

То есть следует понимать так, что американцы готовы даже, как говорится, в политике "потерять лицо", не выполняя заранее взятые на себя обязательства по выводу войск, лишь бы не допустить, чтобы контроль над этими территориями перешел Дамаску. Получается патовая ситуация.

В Вашингтоне понимают, что допусти они к контролю над этими территориями Турцию – и там будет натуральная бойня, новый очаг кровопролития и конфронтации между турецкой армией и курдскими боевыми формированиями. С другой стороны, американцам ну очень не хочется сдавать эти территории обратно, под контроль Дамаска, поскольку это, хоть и косвенно, означало бы признание легитимности президента Сирии Башара Асада, на что Соединенные Штаты не согласятся ни при каком раскладе.

Нелегкое это дело – лавировать между Москвой и Вашингтоном

И еще один нюанс, который необходимо учитывать прежде, чем понять, какая ситуация складывается на северо-востоке Сирии. Ни американцам, ни туркам не удается договориться с Дамаском касательно создания 30-километровой зоны безопасности между турецкой армией и курдскими боевыми формированиями.

Москва и Дамаск призвали Вашингтон вывести войска из Сирии>>

Турки уже были согласны даже на это в надежде, что со временем ситуация в этих районах подзабудется, и тогда уже у них будут развязаны руки для того, чтобы взять эту зону под свой контроль. Но тут, как говорится, нашла коса на камень – тот же Дамаск (не без поддержки Москвы и Тегерана) попросту не соглашается сдать под турецкий контроль еще одну серьезную территорию.

Сирийские беженцы в палаточном лагере в центральном Бекаа в поселении Каб Эльяс (11 августа 2018). Ливан - Sputnik Армения
Вопреки прессингу Госдепа: почему гуманитарная миссия Армении в Сирии оказалась так важна

Да и по логике вещей этого быть не должно: как минимум астанинский триумвират стран-гарантов изначально нацеливался на полную территориальную целостность Сирии. И после выхода американских войск этот вопрос становится еще более актуальным.

Дело дошло даже до того, что дипломаты из высшего эшелона турецкой власти (президент Эрдоган, глава МИД Мевлют Чавушоглу) вдруг начали критиковать позицию России. Говорят, мол, неправильно понимают друг друга касательно того, что творится в районах, населенных сирийскими курдами. Дойдут ли разногласия до того, что Анкара в очередной раз перебежит на другую сторону баррикад – на сторону американцев, пока не совсем ясно. Покажет ближайшее время.

Известно лишь одно – вчера в Анкаре был (и встречался с Эрдоганом) главный советник американского президента Джаред Кушнер, которому его тесть Трамп поручил урегулировать именно ситуацию с 30-километровой зоной безопасности.

О чем договорились Кушнер и Эрдоган, не совсем ясно. Однако сегодня турецкая сторона была весьма активна: именно по ее инициативе состоялся телефонный разговор между министрами иностранных дел России и Турции. Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу разговаривали достаточно долго. Конкретно — касательно "борьбы с террористическими элементами в Сирии в интересах скорейшей стабилизации обстановки в этой стране и продвижения в деле ее политического урегулирования", как было сказано в коммюнике российского МИД.

Лента новостей
0