Ученый из Ирана представил в Армении новый подход к лечению пациентов с низким иммунитетом

© Sputnik / Aram GareginyanПрофессор клинической иммунологии Тегеранского Университета медицинских наук Нима Резаеи
Профессор клинической иммунологии Тегеранского Университета медицинских наук Нима Резаеи - Sputnik Армения, 1920, 10.03.2024
Основатель и глава Иранского центра исследования иммунодефицита Нима Резаеи исследует влияние генетических сбоев на пневмонию и врожденную нейтропению (снижение уровня некоторых видов лейкоцитов в крови). В последнем случае предложен новый метод лечения.
ЕРЕВАН, 10 мар – Sputnik. Исследования группы иранских ученых могут помочь пациентам с низким уровнем антител (то есть низким иммунитетом) принимать медикаментозное лечение. Об этом заявил Sputnik Армения руководитель группы ученых, профессор клинической иммунологии Тегеранского университета медицинских наук Нима Резаеи.
В конце прошлого года иранский ученый представил свои исследования в Ереване – на международном научном конгрессе USERN в Российско-Армянском университете. Резаеи - сопредседатель оргкомитета этого конгресса, а также основатель и руководитель Иранского центра исследования иммунодефицита.
В частности, Резаеи исследовал пациентов, страдающих нейтропенией. Это болезненное состояние, вызванное снижением уровня нейтрофилов (вид лейкоцитов) и снижающее иммунитет. Сейчас такие пациенты лечатся препаратом Г-КСФ (Гранулоцитарный колониестимулирующий фактор), который больные принимают, как правило, три раза в неделю. Новый метод позволяет сократить прием лекарства всего до одного раза в три недели.
Чтобы частички препарата лучше проникали в кровь и легче связывались с бактериями и вирусами, ученые покрыли их полимером (полиэтиленгликоль). Этот метод опробован на группе пациентов и пока что демонстрирует эффективность, заявил Резаеи.
Обычно острые случаи нейтропении проявляются у онкобольных, получающих химиотерапию, но есть и врожденные случаи, обусловленные генетикой. Резаеи смог определить, дефекты в каких генах ответственны за болезнь: это сбои в генах Hesx1 и lostas2 (15 лет назад иранский ученый входил в состав международной научной группы, сделавшей известное в научном мире открытие гена Hesx1).

За последние 10 лет Резаеи расширил исследования с менее чем 200 до более 500 больных нейтропенией. На этой основе он создал в Тегеранском университете медицинских наук национальный регистр иммунных заболеваний, который постоянно пополняется.

Кроме нейтропении, ученый вместе с коллегами исследовал пациентов с заболеваниями дыхательных путей и легких (синусит, пневмония). У них, как правило, наблюдается пониженный уровень иммуноглобулина, и задачей ученого было понять, не "виноваты" ли гены и здесь. По словам Резаеи, пока что исследования подтверждают, что риск заболеть этими болезнями, или перенести их в более тяжелой форме, выше у пациентов, у которых генные сбои мешают иммунной системе работать на полную мощность.
Добавим, что Резаеи многие годы работает с армянскими коллегами, с которыми ранее опубликовал ряд совместных научных статей.