Астрофизики изучают столкновение галактик, которого не должно было быть

© Photo : NASA/ESA/J. Lee (California Institute of Technology)/A. Filippenko (University of California – Berkeley)Галактика NGC 5248 в созвездии Волопас
Галактика NGC 5248 в созвездии Волопас - Sputnik Армения, 1920, 21.01.2024
ЕРЕВАН, 21 янв — Sputnik. Новое исследование, опубликованное в Astrophysical Journal, показывает, что два чрезвычайно больших скопления галактик столкнулись на очень высокой скорости, когда Вселенная была в два раза моложе, образовав массивный кластер Эль-Гордо. Это событие противоречит стандартной космологической модели (ΛCDM), пишет портал "Научная Россия".
Согласно стандартной космологической модели, галактики сначала формируются и только потом объединяются в более крупные скопления. Иными словами, должно пройти много времени, чтобы скопления могли образоваться.
Скопление Эль-Гордо (с испанского — "Толстяк") — исключение из правил. Это крупнейшее далекое скопление. Его масса — по последним оценкам — примерно в 2000 триллионов раз превышает солнечную (погрешность — не более 10%). Ранее "Толстяк" весил около 3000 триллионов солнц. В этом исследовании ученые использовали последнюю оценку его массы, которая является гораздо более точной, чем предыдущие измерения.
Если еще после повторной оценки массы Эль-Гордо вписывалось в традиционную космологическую концепцию (так как масса оказалась меньше), то новая работа указывает на то, что масса в данном случае (даже с учетом погрешности) не играет особой роли. Симуляции показывают, что кластер может выглядеть таким, каким его наблюдают ученые, только при том условии, что два скопления двигались очень быстро друг к другу перед столкновением, а это уже противоречит ΛCDM.
Эль-Гордо — не единственный случай столкновения кластеров, не вписывающийся в стандартную теорию. Скопление Пуля — это еще один пример высокоэнергетического столкновения двух кластеров галактик, хотя и в более позднюю эпоху.
Есть также несколько исследований, основанные на данных "Джеймса Уэбба", которые показывают, что отдельные галактики, по-видимому, формируются гораздо быстрее, чем ожидалось.
"В настоящее время существует множество доказательств того, что формирование структур во Вселенной произошло быстрее, чем ожидалось в ΛCDM. В настоящее время мы изучаем другие доказательства этого", — цитируют в пресс-релизе Павла Крупа, профессора Боннского университета и Карлова университета в Чехии.