Ученые раскрыли причину загадочной смерти десятков слонов в Африке

© AP Photo / Achala PussallaДикие слоны собирают пищу на открытой свалке в деревне Паллаккаду, Шри-Ланка
Дикие слоны собирают пищу на открытой свалке в деревне Паллаккаду, Шри-Ланка - Sputnik Армения, 1920, 07.11.2023
С августа по ноябрь 2020 года на северо-западе Зимбабве было найдено 35 мертвых слонов. В соседней Ботсване в том же году внезапно погибло 350 слонов.
ЕРЕВАН, 7 ноя - Sputnik. Три года назад в Зимбабве при загадочных обстоятельствах погибли более трех десятков африканских слонов. Команде британских и африканских ученых удалось обнаружить убийцу - редкую и малоизвестную бактерию, которая может вызывать воспаление органов, приводящее к смертельному кровотечению. Об открытии, пролившем свет на гибель животных в заповеднике Замбези, рассказывает Sciencenews.
Бактерия, названная таксоном 45 Pasteurellaceae Bisgaard, была обнаружена в образцах шести из 15 проанализированных слонов, сообщили исследователи. Возбудитель тесно связан с Pasteurella multocida, которая, как известно, вызывает геморрагическую септицемию или смертельное заражение крови, но таксон Бисгаарда 45 ранее не был вовлечен в такие инфекции.
По словам Лауры Розен из Фонда дикой природы Водопада Виктория и ее коллег, до сих пор неясно, каким образом заразились слоны в Зимбабве. Розен — эпидемиолог в рабочей подгруппе по здоровью животных Трансграничного заповедника Каванго-Замбези. Результаты исследования помогут в вопросе защиты африканских слонов региона ( Loxodonta Africana ), которые, по данным Международного союза охраны природы, находятся под угрозой исчезновения.
Нередки случаи отравления слонов цианидами, используемыми в золотодобывающей промышленности. Однако нет никаких доказательств причастности цианидов к гибели слонов в Зимбабве, говорят исследователи.
Результаты вскрытия и первоначальные лабораторные данные позволили предположить, какой тип воспалительного кровотечения внутренних органов и тканей тела может вызывать P. multocida . Слоны страдали от увеличения селезенки и печени, обширного внутреннего кровотечения и отмирания тканей.
Хотя геморрагическая септицемия ранее не наблюдалась у африканских слонов, в других регионах она была идентифицирована как убийца дикой природы. Например, в Казахстане в 2015 году от инфекции P. multocida погибло более 200 000 сайгаков. Исследователи выдвинули гипотезу, что более высокие, чем обычно, температуры и влажность привели к тому, что микроб, который обычно безвредно живет в носах антилоп, размножается и становится смертельным.
Но после более тщательного лабораторного тестирования образцов зимбабвийских слонов P. multocida также был исключен.
"Из образцов культуры стало ясно, что у нас не P. multocida , а что-то похожее", — говорит Розен. Генетический анализ и выделение бактерии в шести образцах подтвердили растущие подозрения, что виновником был таксон Бисгаарда 45.
В образцах остальных девяти слонов не был обнаружен таксон Бисгаарда 45, потому что команда не смогла получить разрешения, необходимые для достаточно быстрой отправки их в более оснащенные лаборатории. Но во всех смертельных случаях, как подозревает команда, виновата бактерия, как и в смерти 14 слонов в 2019 году. "Прошлые случаи могли быть упущены", — пишут исследователи.
Таксон Бисгаарда 45 ранее был выделен из ран от укусов тигра и льва у людей, а также у бурундуков и попугаев, содержащихся в неволе, говорят исследователи. Пока неизвестно, является ли эта бактерия частью нормальной флоры слонов и могут ли жара, стресс или другие факторы вызвать ее размножение и стать смертельными. Также неясно, как и могут ли слоны передавать возбудитель друг другу.
Полученные результаты дополняют растущий список патогенов, на которые следует обратить внимание, когда в Африке происходят загадочные случаи гибели слонов и других диких животных, говорит Шахан Азим, ветеринарный микробиолог из Университета ветеринарии и зоотехники в Лахоре (Пакистан).
По словам Азима, ученым также важно продолжить изучение того, какие животные регулярно переносят бактерию, и определить их роль и связанную с ними среду обитания в распространении 45-го таксона Бисгаарда среди африканских слонов.