"Часто говорю "жестоко", но других слов нет": последние дни спасателя в Карабахе

© Photo : provided by Hrant AvanesyanГрант Аванесян с семьей
Грант Аванесян с семьей - Sputnik Армения, 1920, 29.10.2023
Подписаться
Грант Аванесян – один из сотен спасателей, которые, рискуя жизнью, до последнего исполняли свой долг, а сейчас пытаются начать новую жизнь в Армении. В свои 31 он уже пережил 3 войны, но никогда не забудет увиденное до и после 19 сентября...

Лилит Демурян, Sputnik Армения

Начальник отдела по защите населения и территорий Аскеранского районного отдела ЧС майор Грант Аванесян, вынужденно переселившийся в Армению из Аскеранского района Нагорного Карабаха, покинул родину в числе последних. Он со своими коллегами выносил тела военнослужащих и мирных жителей, погибших в ходе начавшейся 19 сентября широкомасштабной азербайджанской агрессии, и искал без вести пропавших.

Когда обязан продолжать работать…

Во время и после всех боевых действий в Карабахе, начиная с 2016 года, спасатели работали в режиме нон-стоп. То, через что пришлось пройти на этот раз, Грант называет адом и кошмаром. "Праздники" случались лишь тогда, когда удавалось найти и эвакуировать живых людей с постов, из сел или городов.
"Во время войны острее осознаешь, что нужно спасать жизни, что ты обязан продолжать свое дело, что бы ни случилось... То, что видели мы, никто не может представить и почувствовать. Это были неописуемо жестокие сцены. Эти образы на всю жизнь останутся в моей голове", - говорит Грант.
Однако только спасением жизней и эвакуцией тел дело не ограничивалось. Иногда приходилось общаться с безутешными родителями, проведшими месяцы в ожидании хоть какой-то информации о своих детях. Грант даже не знает, что хуже: видеть трупы молодых, пожилых, детей и выносить их, или общаться с родителями в ситуации неопределенности.
Говорит, что в случае со спасателями понятие "конец рабочего дня" весьма относительно. Суть работы состоит в полном отречении от собственного "я", иначе не останется сил, чтобы входить в положение другого. Наш герой пытался руководствоваться именно этим принципом.
"Это было жестко, в последние дни было просто ужасно",– признается.
Он часто использует слово "жестко", но говорит, что подобрать другого эпитета просто не может.
Жестока была не только война. Трагедия на топливном складе в Степанакерте оказалась не менее ужасна. В тот день члены семьи Гранта тоже отправились туда за бензином. Услышав новость о взрыве, он первым делом попытался наладить с ними связь, но безуспешно – в те дни связь в Нагорном Карабахе была полностью отключена. Позже выяснилось, родственники ушли со склада всего за пару минут до взрыва.
Поисково-спасательные работы на территории Нагорного Карабаха велись до 26-27 сентября. Выехали оттуда только потому, что азербайджанские военные уже были в Аскеране. 27 сентября отправились в Армению, в пути провели трое суток.

В семье все своими силами

Грант со своей семьей из пяти человек поселился пока в Араратской области Армении, пытается начать новую жизнь.
У его отца, 51-летнего Грача Аванесяна, почти 40-летний стаж работы парикмахером. Начинал с маленького закутка, потом построил одноэтажное здание и открыл свою цирюльню.
© Photo : provided by Hrant AvanesyanГрант Аванесян в семьей
Грант Аванесян в семьей - Sputnik Армения, 1920, 25.10.2023
Грант Аванесян в семьей
Дом строил дважды. Первый - еще до войны 1990-х, но враг одним ударом "Града" сровнял его с землей. Другой дом построил после войны. В нем и жили до 26 сентября.
Мать, Алвард Аванесян, военная. С некоторыми перерывами около 25 лет проработала в Аскеранском военном комиссариате. После работы занималась домашними делами, делала выпечку.

Вещи и бережно хранящийся ключ

Аванесяны привезли с собой совсем не много утвари: предметы первой необходимости, кое-что из одежды, постельное белье. Грант взял с собой ключи от дома. Перед отъездом хорошенько прибрались, закрыли дверь на ключ и уехали – все еще надеется, что вернутся.
Из дорогих сердцу вещей привезли небольшую печку и миксер. Жена Гранта, Армине, которая до декрета работала в банке, с гордостью говорит, что ее муж еще и замечательный кондитер. Рассказывает, что после работы Грант, каким бы уставшим ни был, ночью с матерью делал торты.
Решил, что должен научиться печь сразу после рождения сына - 2,5-летнего Грача.
© SputnikЖена Гранта Аванесяна Анаит показывает торты мужа
Жена Гранта Аванесяна Анаит показывает торты мужа - Sputnik Армения, 1920, 25.10.2023
Жена Гранта Аванесяна Анаит показывает торты мужа
"Сначала пек бенто-торты (маленькие торты – ред.). Сначала делал раз в месяц, а когда Гранту исполнился годик – испек большой торт. За полтора года это стало для меня чуть ли ни профессией. Но когда началась блокада, продукты стали постепенно исчезать и печь было сложно",– рассказывает Грант.

Оставленное на родине

На вопрос, что они оставили в Карабахе и по чему скучают больше всего, семья единодушно отвечает – воспоминания. А малыш Грачик все еще думает, что он тут временно. Когда друзья и родственники, живущие в Армении, дарят игрушку, говорит: "Не нужно, у меня дома такое есть".
Несмотря на сложную ситуацию, Аванесяны благодарны Богу за то, что остались живы. Думают, что смогут вместе встать на ноги, заново воссоздать все то, что у них было в родном Карабахе.
Лента новостей
0