Армянский ЕрАЗ до Чикаго довозил: куда поедет Sepuh?

© Photo : Social media of Vahan KerobyanКадр из опубликованного видео министра экономики со сборочного процесса автомобилей Сепух 1
Кадр из опубликованного видео министра экономики со сборочного процесса автомобилей Сепух 1 - Sputnik Армения, 1920, 22.07.2023
Подписаться
Компания “Sepuh 1” планирует заниматься в Армении сборкой кроссовера Tivoli и вездехода Rexton, стоимость которых будет колебаться от 30 до 40 тысяч долларов. Новость, безусловно, хорошая, хотя и наводит на размышления, ведь у Армении уже имеется опыт (не очень успешный) в сфере машиностроения.
Декабрь 1964 года. Правительство Армении выпускает постановление об организации в Ереване завода по производству автомобилей – так родился "Ереванский автомобильный завод" (ЕрАЗ).
Прошло два года. СССР и "Фиат" заключили соглашение о строительстве в городе Тольятти крупнейшего автомобильного завода, будущего "АвтоВАЗ"-а. "Жигули" пошли бурным потоком и, кажется, залили всю страну.
Июль 2023 года. Легковые автомобили компании "Sepuh 1", собираемые в Армении, проходят государственную регистрацию. Восемь из них уже готовы к продаже, передали армянские СМИ.
Последнее сообщение вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, иметь отечественный автопром очень хорошо, с другой стороны, всего лишь восемь единиц "Sepuh 1" – слишком мало, чтобы ожидать превращения Армении в автомобильную державу. Тем более, как мы знаем, страна уже имела опыт производства собственных автомобилей, нареченных "ЕрАЗ", что на армянском означает "мечта", а на деле лучше бы их назвали как-то иначе.
Напомним. "ЕрАЗ" – это тот же РАФ (Рижская автомобильная фабрика), только в заметно худшем исполнении. Я бы сказал в слишком заметном. Тем не менее, уже в 1966 году из заводских ворот выкатились, разъехались по Армении и поехали дальше более тысячи автомашин.
Одну из них как-то встретил в городе Чикаго и не мог поверить глазам. По центральной улице города, в потоке ничуть себе не подобных, не торопясь, ехал "ЕрАЗ": для Чикаго – иномарка, для нас близкий каждому армянскому сердцу автомобиль. Как он оказался там, зачем, почему?! Ответа не нашел, но на душе стало светло, как при встрече с кем-то родным и близким.
В апреле 1982 года был выпущен 100-тысячный фургон ЕрАЗ, пять лет спустя за год собрали 16 111 – рекордный объем!
Срок его эксплуатации, как правило, ограничивался от силы пятью годами, проблемы качества не раз обсуждались на союзном уровне, но так и не были решены (то же самое происходило с тягачами "Колхида" из Грузии). В 2002 году "ЕрАЗ" был признан банкротом, на его месте построили жилой комплекс под бесславным названием "ЕрАЗ". Короче говоря, со своим автомобилем Армению не прокатило.
Другое дело – "Жигули", заполонившие Армению раз и, казалось, навсегда. Хотя бегали по Еревану и "Волги", и "Москвичи", но первые стоили слишком дорого, а вторые, как говорится, что-то легкое, но поверхностное: летает, но не орел.
"Жигули" же во всех своих модификациях, да еще с учетом смекалки и изобретательности армянских мастеров-самоделов, со временем могли стать "народной машиной", что-то типа немецкого Volkswagen, но с берегов Волги.
"Тюнинг" по-еревански, или Как армяне делали машины, которые никто не угонял>>
Вообще-то, имеем две причины связывать "Жигули" (в импортном исполнении – "Лада", поскольку на итальянском это слово означает "сутенер") с Арменией. Во-первых, лампочки для фар производились на Ереванском электроламповом заводе, и, во-вторых (а на самом деле, прежде всего), первой о том, как и для чего строят Набережные Челны на Волге, рассказала Мариэтта Шагинян, напечатавшая в "Известиях" серию очерков на данную тему.
Писательница за восемьдесят со слуховым аппаратом, но легкая на подъем, отправилась в Турин, на крупнейший машиностроительный комплекс Италии. Завод очаровал армянку.
Как заметил собкор "Известий" в Риме Леонид Колосов, между ней и генеральным директором, "профессоре" Витторио Валетта проскочила невидимая искра, и они даже разрыдались, вспоминая военное время (Валетту, как выяснилось, защитил от партизанской расправы лидер итальянских коммунистов Луиджи Лонго, после чего между ними установилась прочная дружба). "Коммунист спас капиталиста!" – восхищалась Шагинян.
Еще один шаг в сторону. В те дни, когда в "Известиях" выходили очерки Мариэтты Шагинян, итальянские профсоюзы проводили всеобщую забастовку. Забастовал и FIAT. И тогда Валетта пришел на митинг, помахал перед глазами протестующих советской газетой, зачитал выдержки из очерка Шагинян и сказал что-то вроде: "Видите, на каком хорошем заводе вы трудитесь, что даже в СССР хвалят и будут строить такой же! А вы тут бастовать собрались…".
…А теперь возвращаемся к армянскому "Sepuh 1", чтобы попытаться понять, чем он может удивить, а то и (чем черт не шутит) покорить сердца автомобилистов. Как известно, собираясь приобрести автомобиль или поменять имеющийся на новый, мы взвешиваем несколько моментов: марка, надежность, ремонтопригодность, стоимость (ценовая шкала "Sepuh 1" колеблется от 30 до 40 тысяч долларов, пояснили в министерстве экономики Армении).
Известно и то, что при сравнении преимуществ и недостатков нередко даже подержанная иномарка оказывается более выгодным решением, чем новые "Жигули" или "Волга". Соотнести такой подход с армянским первенцем трудно уже потому, что "Sepuh 1" пока всего восемь, и понять, с чем его "едят", не говоря уже о съедобности продукта вообще, трудно. Что известно еще?
Автозавод построила крупнейшая промышленная компания иранского автопрома Iran Khodro Industrial, но выпускать наши соседи, скорее всего, будут технику не иранских марок. В Сети появилось видео, свидетельствующее о том, что на конвейере собирают модели корейской марки Ssang Yong: кроссовер Tivoli и внедорожник Rexton.
Знай наших, или Как талантливых специалистов привлечь в Армению>>
А вообще-то, надо знать, что, по прогнозам аналитической компании S&P Global Mobility, производство легковых автомобилей в течение ближайших двух лет упадет на 2,6 миллиона машин. Худший сценарий предполагает сокращение производства на четыре миллиона машин. Наибольшие сбои, по прогнозу аналитиков, будут наблюдаться, прежде всего, в европейском автопроме – на него повлияют проблемы с логистикой, нехватка деталей и падение спроса со стороны России и Украины.
Нетрудно догадаться, что восемь армянских "Sepuh 1" переломить ситуацию на мировом автомобильном рынке не могут, но надо же с чего-то начинать. Вот и начали…
Лента новостей
0