В ранней Вселенной время шло медленнее: квазары подтвердили теорию Эйнштейна

© Sputnik / Юрий Простяков / Перейти в фотобанкКвазары
Квазары - Sputnik Армения, 1920, 06.07.2023
Квазары являются одними из самых ярких астрономических объектов.
ЕРЕВАН, 6 июл — Sputnik. Астрофизики из Сиднейского университета и Университета Окленда впервые наглядно показали то, что предполагает теория относительности Эйнштейна: наша Вселенная на заре существования двигалась в крайне замедленном темпе. Около миллиарда лет после Большого взрыва время текло в пять раз медленнее, чем сейчас. Заглянуть так далеко в прошлое ученым помогли ярчайшие в видимой Вселенной объекты — квазары, и изменения в их излучении в качестве "тиканья часов". Исследование опубликовано в Nature Astronomy.
Согласно общей теории относительности, время и пространство взаимосвязаны, а Вселенная со времени Большого взрыва расширяется. Это значит, что далекая ранняя Вселенная должна была двигаться намного медленнее, чем сейчас — нам бы ее события показались сильно затянутыми — и с возрастом ускоряться.
Предыдущие исследования использовали в качестве "часов" сверхновые звезды, вспышки которых увеличивают яркость звезд в миллионы раз. Это позволило отследить замедление Вселенной только до половины ее возраста (около 6 миллиардов лет назад), но не раньше. Хотя сверхновые и очень яркие, их излучения не получается наблюдать на еще больших расстояниях, нужных, чтобы заглянуть в ранние годы Вселенной.
Черная дыра в Космосе - Sputnik Армения, 1920, 29.06.2023
Астрофизики открыли гравитационно-волновой фон Вселенной
Квазары являются одними из самых ярких астрономических объектов. Это активные ядра галактик, в центре которых сверхмассивная черная дыра поглощает вещество и образует вращающиеся аккреционный диск, что и дает мощнейшее излучение.
"Там, где сверхновые действуют как одиночная вспышка света, что облегчает их изучение, квазары более сложны, как продолжающийся фейерверк. Мы показали, что квазары тоже можно использовать в качестве стандартных отметок времени для ранней Вселенной", говорит Герайнт Льюис, профессор Сиднейского университета
За 190 квазарами наблюдали более двадцати лет в нескольких диапазонах волн и затем объединили эти данные, чтобы стандартизировать их "тиканье". Ученые подобрали примерно одинаковые по излучению источники, однако они испускали свет, доходивший до нас в разное время — от 3 до 12 миллиардов лет назад. Благодаря этому, удалось "откатить" временной горизонт еще дальше.
Применяя байесовский анализ, астрофизики обнаружили, что по мере расширения Вселенной меняется и "тиканье" каждого квазара. Частота этих изменений у источников была не одинаковой.
"Если бы вы были там, в этой новорожденной Вселенной, одна секунда показалась бы вам одной секундой, — но с нашей позиции, где мы более чем на 12 миллиардов лет в будущем, кажется, что это раннее время тянется", — поясняет Герайнт Льюис.
Астрономам удалось оценить течение времени в разные периоды. Например, расчеты показали, что три миллиарда лет назад оно шло в 1,2 раза медленнее - то есть уже ускорилось по сравнению с миллиардом лет после Большого взрыва. Это подтверждает, что, чем дальше мы смотрим в прошлое Вселенной, тем время идет медленнее, а именно это и предсказывал Эйнштейн в своей теории относительности.