Благодаря яркому "сиянию" - российские ученые нашли способ следить за движением лекарств

© Sputnik / Рамиль СитдиковСотрудница лаборатории ГУ НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи, где российские ученые разработали вакцину против лихорадки Эбола
Сотрудница лаборатории ГУ НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи, где российские ученые разработали вакцину против лихорадки Эбола - Sputnik Армения, 1920, 17.01.2023
В медицине активно развивается система адресной доставки лекарств, когда препарат с помощью специальных носителей перемещается строго в определенное место в организме пациента, например, к опухоли.
ЕРЕВАН, 17 янв - Sputnik. Российские ученые из Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта выяснили, что наночастицы золота, покрытые тонким слоем кремнезема, хорошо рассеивают свет. Эти частицы используются при адресной доставке лекарств, и их яркое "сияние" позволит с помощью приборов следить за перемещением препаратов по организму пациента. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на Министерство науки и высшего образования РФ.
В современной медицине активно развивается система адресной доставки лекарств, когда препарат с помощью специальных носителей перемещается строго в определенное место в организме пациента, например, к опухоли. Этот метод позволяет избежать вредного воздействия препарата на здоровые клетки и ткани.
Часто для адресной доставки применяются наночастицы золота, к которым присоединяют молекулы лекарства. Такую конструкцию покрывают специальной оболочкой, защищающей лекарство от слишком раннего высвобождения, и крепят к ней антитела — белковые молекулы, нацеливающие частицы в нужное место. В качестве материала оболочки частиц используется кремнезем. Подобные покрытия безопасны для человека.
Если частицы способны хорошо рассеивать падающий на них свет, их передвижение можно отслеживать с помощью специальных приборов, что позволяет контролировать доставку лекарств.
Способность усиливать рассеяние света вблизи нанообъекта во многом зависит от напряженности электрического поля вокруг частиц, поэтому по его значению можно понять, какие частицы будут лучше всего "светиться".
Ученые из БФУ имени Иммануила Канта математически смоделировали значения электрического поля, которое создается тремя типами структур: наночастицами золота без оболочки, частицами, покрытыми слоем кремнезема разной толщины (от двух до двадцати нанометров), а также пустой кремнеземной капсулой.
Исследователи выяснили, что наибольшая напряженность электрического поля возникала вокруг частиц, покрытых слоем кремнезема толщиной 20 нанометров. Напряженность вокруг них более чем в 2,5 раза превышала значения, характерные для свободных наночастиц золота. Оказалось, что плотно "одетые" частицы хуже рассеивают свет. При этом тонкая оболочка, порядка 2-5 нанометров, наоборот, усиливает рассеяние, благодаря чему частицы легче обнаруживаются при их освещении лазером.