Град с родного неба – Тамаре Мовсисян снится дом в Кашатаге

© Sputnik / Aram NersesyanПереехавшая из Кашатаха в Джермук Тамара Мовсисян
Переехавшая из Кашатаха в Джермук Тамара Мовсисян - Sputnik Армения, 1920, 04.12.2022
Подписаться
Эта семья оставила в Кашатаге все нажитое трудом за 25 лет. Оттуда, в надежде на мирную жизнь, они переехали в Джермук, но снова были вынуждены посреди ночи бежать в убежище, спасаясь от бомб.
Марианна Пайтян, Sputnik Армения
В 1990-е тысячи людей из разных населенных пунктов Армении переехали жить на освобожденные территории Карабаха. Среди первых переселенцев была Тамара Мовсисян со своей семьей. Обосновались в селе Урекан Кашатагского района - женщина признается, что сначала неохотно приняла предложение мужа, не хотела уезжать из родного Вайоц Дзора. Даже в глубине души надеялась, что это временно, и через несколько месяцев или хотя бы через год они вернутся. Своими руками начали строить дом: собравшиеся из разных областей люди стали односельчанами, взялись за благоустройство села и очистку угодий от сорняков.
© Sputnik / Aram NersesyanПереехавшая из Кашатаха в Джермук Тамара Мовсисян показывает фотографии своего дома в селе Урекан
Переехавшая из Кашатаха в Джермук Тамара Мовсисян показывает фотографии своего дома в селе Урекан - Sputnik Армения, 1920, 02.12.2022
Переехавшая из Кашатаха в Джермук Тамара Мовсисян показывает фотографии своего дома в селе Урекан
"Однажды шла к соседке, а между нашими домами наросло столько травы и кустов ежевики, что я не смогла добраться, пришлось звать на помощь, чтобы меня вытащили", - со смехом вспоминает Тамара.
Их первым жильем стала маленькая комнатушка, из мебели там было всего две кровати. Говорит, что это были тяжелые годы, они терпели лишения, но делали это с улыбкой и с верой в то, что создают свой дом.
"Сначала многие мужчины переехали одни, без семей – а женщины, сколько нас было, кормили всех. Год и 4 месяца жили без света, долго обходились без транспорта, потихоньку все сами создавали. Да, было трудно, иногда приходилось голодать, но это было неважно, там было лучше. Если они собирались отдать эти земли, не нужно было так мучить народ. Как будто от тела кусок отрываешь…" - звучат слова Тамары.
Голос ее начинает дрожать, она едва сдерживает слезы. Вспоминает реку, которая текла прямо через село, мимо домов. Во дворе их дома был ручей, на берегу которого росли цветы. Когда Тамара описывает дом и сад, еще секунду назад мрачное лицо меняется, глаза начинают блестеть, когда она описывает прекрасные ароматные лилии. Она так ярко описывает сад, что кажется, находится там, в Урекане, у своего дома.
"Сначала мы говорили, что село далеко и совсем отрезано от мира, но нет, там было хорошо, там было очень хорошо. А как дети любили село, реку", - вспоминает она.
© Sputnik / Aram NersesyanМягкие игрушки в доме Тамары Мовсисян
Мягкие игрушки в доме Тамары Мовсисян - Sputnik Армения, 1920, 02.12.2022
Мягкие игрушки в доме Тамары Мовсисян
Началась война: мужчины ушли на посты, женщины остались дома, хранить очаги. Над головами кружили беспилотники, велась непрекращающаяся бомбардировка. Даже под неумолкающими взрывами они не думали об отъезде, ведь о четырех мужчинах из села не было никаких вестей. Среди них были муж дочери Тамары с братом, а сын – на позиции.
Но 18 октября оставаться в селе стало невозможно, враг подошел близко, вот они и ушли, в уверенности, что через несколько дней вернутся. Взяли документы, постельное белье и пару комплектов одежды. Даже по привычке не стали закрывать дверь. Говорит, что в их селе двери домов никогда не запирались, они были большой семьей, а перед членами семьи двери не закрывают. Прямо в тапочках и ушли.
Не вернулись не только они, но и четверо мужчин…
© Sputnik / Aram NersesyanЗдание в Джермуке, где живет Тамара Мовсисян
Здание в Джермуке, где живет Тамара Мовсисян - Sputnik Армения, 1920, 02.12.2022
Здание в Джермуке, где живет Тамара Мовсисян
Сейчас Тамара с семьей живет в Джермуке, в отцовском доме, но скучает по дому, построенному своими руками, по саду, реке, теплому, солнечному Кашатагу. Отопление нагревает стены дома в Джермуке, но душа никак не может согреться. Говорит, что когда сейчас на улице встречают кого-то из своего села, неважно, какие у них были отношения в прошлом, обнимаются, как родные, делятся воспоминаниями, тоской и надеждой. Но обрести мир не получается.
"Когда в сентябре начали бомбить, я снова выбежала из дома в тапках, встала во дворе, и подумала, что опять бегу в этих же тапках. Хотя, если бы не дети в доме, я бы не вышла, этот обстрел был очень слабым по сравнению с тем, что мы видели там, в Кашатаге", - рассказывает женщина.
© Sputnik / Aram NersesyanПереехавшая из Кашатаха в Джермук Тамара Мовсисян
Переехавшая из Кашатаха в Джермук Тамара Мовсисян - Sputnik Армения, 1920, 02.12.2022
Переехавшая из Кашатаха в Джермук Тамара Мовсисян
Почти каждую ночь видит во сне свой дом: как поливает сад, ухаживает за цветами, а когда просыпается – вспоминает о родном селе, думает, кто сейчас у них дома, интересно, к кому в руки попал ящик с фотографиями, что случилось с гусями. Что будет дальше, куда они поедут, как будут жить? Знает одно – бежать больше некуда, осталась горстка родины, куда бы ты ни поехал, будешь близко к границе, но даже не думает о том, чтобы бежать дальше.
Град всегда бьет в одно и то же место, но хотя бы с родного неба.
Лента новостей
0