Армянские оппозиционеры вернулись в парламент, чтобы "спасти" мандаты - политтехнолог

© Sputnik / Asatur YesayantsОппозиционные депутаты Сейран Оганян и Арцвик Минасян на очередном заседании Национального собрания (13 сентября 2022). Еревaн
Оппозиционные депутаты Сейран Оганян и Арцвик Минасян на очередном заседании Национального собрания (13 сентября 2022). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 15.11.2022
Подписаться
Планируя какие-то действия, осуществляя акции, политические силы должны не только продумать шаги для достижения цели, но и не забывать о главном - как эти действия могут отразиться на их репутации, отмечает эксперт.
ЕРЕВАН, 15 ноя – Sputnik. Власть в Армении не сменится, пока на это не будет получено "добро" со стороны мировых геополитических центров. Такое мнение высказал в интервью Sputnik Армения политтехнолог Армен Бадалян.

"Забудьте об этом (о смене власти - ред.), так не бывает. У тебя должны быть отношения с внешними игроками, особенно, на фоне обострения геополитической ситуации в мире. У оппозиции есть отношения с внешним миром? Никаких отношений нет. Не может быть в Армении внутренней смены власти, пока не будет одобрения со стороны внешних сил", - говорит эксперт.

Между тем, после почти шестимесячного бойкота заседаний, оппозиционные фракции армянского парламента заявили о решении вернуться в НС. Когда, исходя из сложившейся ситуации, той или иной политической силе приходится отступать, она должна "обставить" это так, чтобы избежать репутационных потерь, считает политтехнолог. По его словам, сказанное относится как к оппозиции, так и к провластным силам.
Как заметил наш собеседник, действия движения "Сопротивление" весной этого года показали, что выдвинутые оппозицией программы интересны лишь небольшой части общества. По разным оценкам, в случае правильно проведенной компании, призыв "Проснись, лао" мог пробудить от 50 до 100 тысяч человек, чего так и не случилось, говорит он.

"Если ты не сумел достичь успеха на улице, естественно, тебе ничего не остается, как вернуться в парламент. Здесь возникает проблема – как вернуться. Та или иная политическая сила должна попытаться представить возвращение как победу, что и произошло с членами оппозиционного блока "Айастан" (Армения), заявившими, что они приходят в парламент с "арцахской повесткой"", - отметил Бадалян.

Если бы оппозиционеры не вернулись в парламент и не приняли бы участия в голосованиях, то не исключено, что в уже в январе 2023-го председатель парламента был бы вынужден обратиться в Конституционный суд.
"Даже если принять, что это не сегодняшний, "карманный", а объективный КС, представители оппозиции лишились бы своих мандатов. Если бы следующие за ними в партийных списках отказались от депутатского кресла, парламент остался бы без оппозиции. Это могло бы привести к внеочередным парламентским выборам, и нет никакой гарантии, что оппозиционный блок "Айастан" набрал бы столько же мандатов, сколько сейчас. Если тебе нечего делать на улице и на сельскохозяйственных работах ты не занят, остается вернуться в парламент, чтобы не лишиться мандата, который может еще пригодиться, если не завтра, так через месяц или через год", - заключил эксперт.
Возврат оппозиции в парламент не подразумевает полного отказа от "уличных акций", поскольку в любой стране мира политические силы действуют как на улице, так и в парламенте. Деятельность на улицах никогда не прекращается, продолжаясь с разной периодичностью, отмечает Бадалян.
Другое дело, что наша оппозиция так и не пошла дальше митингов и факельных шествий, говорит он.

"Предположим, премьер-министр подписал "мирный договор", или какой-либо другой документ, в результате чего Карабах остался в составе Азербайджана, и оппозиции удалось вывести на площадь Франции 100 тысяч человек. Что делать дальше? Захватывать Дом правительства? А если премьер уедет в свою государственную резиденцию? Идти на улицу Демирчяна? А премьер уедет в город Севан. Бежать за ним туда? А потом премьер переедет в Иджеван, а оттуда – в Гюмри. Устраивать марафонские забеги по всей стране?", - задается риторическими вопросами политтехнолог.

По его словам, в политическом и медийном пространстве бытует ошибочное мнение о том, что существует некая "улица", которая якобы готова к борьбе, а оппозиции не удалось поднять ее на ноги. Все не совсем так: в обществе произошла коренная переоценка ценностей, это уже другое общество и вывод широких масс на улицы существенно затруднен. Впрочем, "широких масс" и не осталось в стране, чтобы еще и на улицы выходить, говорит Бадалян.
А между тем, говоря об "уличной борьбе", не следует подразумевать только массовые митинги, шествия, демонстрации. Он напоминает, что в уличной борьбе есть множество других технологий, которые так и не были использованы движением "Сопротивление" весной этого года.
Говоря о предстоящей деятельности парламентской оппозиции, Бадалян подчеркнул, что она должна, прежде всего, определиться со своими стратегическими целями и задачами.
"Если армянская парламентская оппозиция решила быть "конструктивной", или "академической", как в Чехии, Австрии, Швейцарии, Хорватии, Франции и других странах, это диктует соответствующую повестку дня. И такие вопросы, как безопасность Карабаха или Армении, должны решаться по определенной методологии и с применением особого инструментария. Кроме того, ты в этом случае должен заниматься и другими вопросами. Например, экономической политикой, или реформами судебно-правовой системы. И ждать следующих парламентских выборов в 2026 году", - отметил он.
В том случае, если оппозиция решит, что ей не нужно быть "конструктивной", им следует продвигать свою повестку, а обсуждение других повесток бойкотировать. Главное не то, что ты обсуждаешь в парламенте, а то, что тебе нужно, утверждает политтехнолог.

"Уже очевидно, что отсутствие целей у армянской парламентской оппозиции ведет к существенной потере рейтинга. Сами по себе призывы к смене власти, или лозунг "Армения без Никола" звучат несерьезно с политической точки зрения и создают, скорее, эмоциональный эффект. Поскольку оппозиция пока что не конкретизировала свою стратегическую цель, мы не можем очертить круг вопросов, которые им предстоит решать в парламенте", - уверен Бадалян.

Вместе с тем он признает, что действия армянской оппозиции обязательно будут подвергнуты критике, какой бы путь она ни избрала. Впрочем, таким "критикам" никто не мешает создать свою оппозиционную силу и показать "верный путь".
Бадалян считает, что правящая сила заинтересована в возвращении оппозиционных депутатов в парламент, поскольку на них оказывается достаточно жесткое давление со стороны западных "центров". Дипломатические представители западных государств в Армении проводят большую работу с правящей силой, настаивая, что оппозиционеры должны быть "любой ценой" возвращены в парламент, который рисковал стать однопартийным, "как в Северной Корее". Это позволяет обеспечить видимость демократичности армянского парламента.
Лента новостей
0