Ученые обнаружили неизвестную структуру в ДНК человека

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкЛаборатория микробиологии
Лаборатория микробиологии - Sputnik Армения, 1920, 20.09.2022
По мнению нидерландских ученых, обнаруженная структура может влиять на процесс старения человека.
ЕРЕВАН, 20 сен - Spuntik. Новую, до сих пор неизвестную структуру теломерной ДНК, которая может влиять на процесс старения и продолжительность жизни в целом, обнаружили исследователи из Лейденского института физики (Нидерланды). Об этом сообщает журнал Nature.
Нидерландские ученые изучили структуру теломерного хроматина, выяснив, как именно организуется вещество в области теломер — концевых участков хромосом, состоящих из тандемных повторов TTAGGG. В исследованиях применялись методы электронной микроскопии и технологии одномолекулярного пинцета.
Теломеры не участвуют в кодировании белка, однако при делении клеток они защищают ДНК и, при этом, каждый раз укорачиваются. Ученые выяснили, что нарушения в регуляции теломер может приводить к возрастным заболеваниям и преждевременному старению.
Основа хромосом - хроматин состоит из ДНК и гистонов — белков, участвующих в упаковке нуклеиновых кислот. При этом формируются нуклеосомы — структурные элементы хроматина. Известно несколько способов укладки нуклеосом: они либо могут плотно слипаться, оставляя между собой свободно свисающие петли ДНК (или линкерной ДНК), либо, если отрезки линкерной ДНК короткие, формируют две "стопки".
Ученые из Лейденского института физики обнаружили существование еще одного - третьего типа организации нуклеосом, при которой формируется плотная ординарная "стопка". Нуклеосомные повторы, то есть участки ДНК, которые приходятся на одну нуклеосомную и одну линкерную часть хромосомы, в данном случае необычно короткие и содержат 132 пары оснований, тогда как в других случаях длина повторов может достигать 200 и больше.
Такая, частично "открытая", структура местами оставляет незащищенной спираль ДНК, что делает ее уязвимой. Ученые пришли к выводу о том, что, данное исследование создает возможности для изучения последующих модификаций теломерной структуры и определения ее связи с процессом старения и онкологическими заболеваниями.