Российские ученые впервые расшифровали ДНК обнаруженных на Кавказе останков неандертальца

© Sputnik / Минкин / Перейти в фотобанкнеандерталец 2
неандерталец 2 - Sputnik Армения, 1920, 03.08.2022
Исследования древних образцов в отечественных лабораториях имеют принципиальное значение для генетики и помогут исключить вывоз ценных и уникальных отечественных исторических, антропологических и палеонтологических объектов за рубеж.
ЕРЕВАН, 3 авг – Sputnik. Найденные на Северном Кавказе, в Мезмайской пещере, останки неандертальца исследовали генетики исследовательского Университета "Сириус". Это первое исследование ДНК неандертальца, которое было проведено российскими учеными на территории Российской Федерации.
Работа велась в рамках проекта "Генетическая история древнего населения Русской равнины" при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Мезмайская пещера расположена на Северном Кавказе недалеко от границы, разделяющей Европу и Азию (в 50 км южнее Майкопа). Ранее в ней были найдены останки двух неандертальцев. А недавно археологи обнаружили зуб третьего древнего обитателя пещеры – именно этот образец был секвенирован учеными Университета "Сириус". Анализ последовательности ядерного генома показал, что исследуемый молочный зуб принадлежит неандертальской девочке.
По мнению ученых, исследуемый индивид был одним из последних представителей ранних неандертальских ветвей.
Общепринятая в мире классификация неандертальцев до сих пор отсутствует. Российские ученые рассчитывают, что предложенная ими номенклатура митохондриальных гаплогрупп будет широко востребована в мировой палеогенетике.
"Уникальный археологический материал, найденный на территории России, имеет мировую культурную и научную ценность, однако все открытия мирового уровня с использованием этого материала до настоящего времени были сделаны за рубежом. Генетические исследования российских древних образцов в российских лабораториях имеют принципиальное значение. Это позволит предотвратить дальнейший вывоз ценных и, как правило, уникальных отечественных исторических, антропологических и палеонтологических объектов за рубеж", – отметил Евгений Рогаев, академик РАН, научный руководитель проекта.
Посетители Музея слияний в Лионе у экспонатов Флореса, Гомо Сапиенса и Неандертальской женщины - Sputnik Армения, 1920, 12.01.2022
Неандертальцы мало чем уступали в развитии современным людям – археологи
В рамках проекта ученые "Сириуса" исследуют все древнее население Русской равнины, начиная от палеолита до средних веков. Особый интерес для исследователей представляет генетическая структура древних народов, которые внесли свой вклад в формирование древнерусской этнокультурной общности и возникновение Древней Руси. В настоящее время ученые также ведут работы по изучению древних славянских племен и других народов Русской равнины, на основе которых в первом тысячелетии нашей эры формировалось Российское государство, отмечается в сообщении пресс-службы университета "Сириус".