Почему в Армении протестный электорат пассивен: эксперт оценил ситуацию

© Sputnik / Andranik GhazaryanМитинг оппозиции в рамках акции "Сопротивление" на площади Франции (1 июля 2022). Еревaн
Митинг оппозиции в рамках акции Сопротивление на площади Франции (1 июля 2022). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 22.07.2022
Подписаться
Протестное движение в Армении в мае-июне проходило хаотично, так и не сформировав институциональные структуры, отмечает эксперт.
ЕРЕВАН, 22 июл – Sputnik. Необходимые условия для общенародных протестов против властей имелись в Армении всегда, начиная с 1992 года, однако в течение 30 лет находились какие-то причины, по которым эти протесты не удавалось организовать. Такое мнение в интервью Sputnik Армения высказал политтехнолог Армен Бадалян.

"В прошлом проходили шествия, митинги, акции протеста, но они не приводили к результату. Есть ли сегодня необходимые условия для протестов? Да, есть. Прежде всего, это вопрос Карабаха. Во вторых, это армяно-турецкие отношения. Оба вопроса продвигаются не в пользу армянского народа и государства. Есть острая проблема безопасности, которая не решается. Другой вопрос, будет ли нарушена традиция и добьется ли результатов протестное движение на этот раз", - отметил эксперт.

По его оценкам, национальные идеи поддерживает лишь незначительная часть населения Армении. Под национальными лозунгами, по самым оптимистичным оценкам, можно собрать не более 100 тысяч человек, а на самом деле – намного меньше, считает Бадалян.
Причину того, что люди не приходят на массовые акции протеста политтехнолог видит в том, что для армянского народа за последние 30 лет лучшим видом политической борьбы стала эмиграция.
"Я бы не стал сравнивать протестное движение в Армении с аналогичными акциями в других странах. У нас люди выходят на демонстрацию, видят, что ничего не получается – эмигрируют. Тем более, что граница открыта, можно без проблем выехать в Россию, или другие страны СНГ. При наличии соответствующих документов – в Европу, а если повезет – в США. Конечно, население выезжает и из других стран, но в Армении эмиграция становится основным форматом борьбы", - замечает Бадалян.
Он также отмечает, что до сих пор никто не может сказать, что значит "необходимая", или "критическая масса" - 100 тысяч, 200 тысяч, 500 тысяч?
"Вы можете, собрав 50 тысяч, решить очень большой вопрос. А можете собрать 200 тысяч и не решить никаких вопросов. В конце зимы 2008 года мы видели, что на площади Республики собиралось до 100 тысяч человек, но это не дало результатов. А акции гражданского неповиновения 2018 года, в которых участвовало гораздо меньше людей, дали определенный результат", - утверждает эксперт.
Он называет "механическим подходом" утверждения о том, что "вот, мы собрали 80 тысяч и ничего не получилось, а вот, если бы собрали 100 тысяч…", поскольку они не отражают сути политического процесса.
Бадалян подчеркнул, что протестное движение в Армении в мае-июне проходило хаотично, так и не сформировав институциональные структуры.
"Сейчас лидеры движения заявили, что летняя пауза будет использована для создания институционального органа. Однако, формальное создание какого-либо органа не даст никакого результата. Для получения результата ты должен суметь создать эффективную структуру", - говорит эксперт.
Он также отметил, что в Армении с середины июня по конец августа и с середины декабря по конец января – "мертвый сезон" в политическом плане. В этот период невозможно сформировать серьезное общенародное движение. Это связано с климатическими условиями и политические силы вынуждены бывают взять "тайм-аут". Но это не означает, что они ничего не делают.
Таким образом, говорит Бадалян, предпосылки для протестов имеются, должна проводиться соответствующая работа, а получится что-то у оппозиции или нет - покажет осень.
Лента новостей
0