Бактерии со сверхспособностью к устойчивости ко многим антибиотикам нашли в Антарктике

© Sputnik / Алексей Куденко / Перейти в фотобанкОстров Кинг-Джордж в Антарктиде
Остров Кинг-Джордж в Антарктиде - Sputnik Армения, 1920, 26.05.2022
Часть этих сверхспособностей, развившихся в процессе эволюции для противостояния экстремальным условиям, в которых живут микроорганизмы, содержится в "подвижных фрагментах" ДНК, что позволило бы их легко передать другим бактериям.
ЕРЕВАН, 26 мая — Sputnik. Чилийские ученые обнаружили в Антарктике бактерии, имеющие гены, которые обеспечивают устойчивость ко многим антибиотикам и веществам, обладающим антибактериальными свойствами, таким как медь и хлор, говорится в релизе, опубликованном на сайте Чилийского университета. Об этом сообщает РИА Новости.
Как сообщается, группа исследователей из Чилийского университета в течение 2017 и 2019 годов путешествовала по разным районам Антарктики, собирая образцы почвы для изучения микробных сообществ. Несмотря на экстремальные условия окружающей среды, исследование, опубликованное затем в журнале Science of the Total Environment, выявило огромное разнообразие микроорганизмов, присутствующих в этих почвах.
"Однако ученые были еще больше удивлены, когда они обнаружили, что многие бактерии в этих образцах обладают неожиданными способностями, в том числе высокой устойчивостью к действию многих классов антибиотиков и других токсических веществ", - говорится в релизе.
По мнению академика факультета наук Чилийского университета Андреса Марколеты, работавшим над этим исследованием, данные способности к резистентности могут приобрести патогенные бактерии, вызывающие различные заболевания. Эта ситуация, по словам ученого, может привести к серьезным проблемам в сфере здравоохранения на глобальном уровне.
Как заявил Марколета, часть этих сверхспособностей, развившихся в процессе эволюции для противостояния экстремальным условиям, в которых живут микроорганизмы, содержится в "подвижных фрагментах" ДНК, что позволило бы их легко передать другим бактериям.
"Поэтому идея о том, что эти гены могут в конечном итоге достичь бактерий, вызывающих инфекции у людей или других животных, передав им значительные способности резистентности, не кажется безумной", - приводятся в релизе слова ученого.
По его мнению, таким образом "гены резистентности" могут усилить другие патогены, с которыми они вступают в контакт, и способствовать распространению инфекционных заболеваний в будущем.
Особый интерес у ученых вызвала группа бактерий Pseudomonas (псевдомонады), которые, как показало исследование, являются одной из преобладающих групп в почвах Антарктического полуострова, при этом некоторые из них проявляют устойчивость к большому количеству антибиотиков разных классов. Также учеными в ходе работы были выявлены бактерии Polaromonas, в которые были обнаружены ферменты, способные инактивировать бета-лактамные антибиотики, необходимые для лечения различных инфекций.
Как отметил Марколета, интерес исследователей состоит не в том, чтобы вызвать тревогу, а в том, чтобы показать важность изучения антарктических микроорганизмов и их потенциального воздействия на планету. По его словам, "знание подробностей о генах резистентности, присутствующих в Антарктике и других средах с высоким микробным разнообразием, может указать направление в разработке возможных новых антибиотиков, которые будут подготовлены для преодоления этих механизмов устойчивости".