ЕС ищет посредника по Украине, а Эрдоган тут как тут

© AP PhotoВыступление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на мероприятии Всемирного Дня прав человека (10 декабря 2019). Анкара
Выступление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на мероприятии Всемирного Дня прав человека (10 декабря 2019). Анкара - Sputnik Армения, 1920, 07.03.2022
Подписаться
Мирное урегулирование на Украине начнется после того, как основная фаза по денацификации и демилитаризации будет завершена. Тогда и выйдут на подмостки тяжеловесы - руководители сверхдержав. А пока хватит и Турции, считает автор материала.

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

Турции нужна "отмазка", чтобы не впрягаться в воз "адских" санкций

Комментируя договоренность о встрече министра иностранных дел России Лаврова со своим украинским коллегой Кулебой на турецком переговорном треке, следует признать - частично Эрдоган своего добился. Он давно уже, еще до начала военной операции на Украине, порывался стать посредником между официальными Москвой и Киевом. До поры до времени к инициативе турецкого лидера в Кремле относились скептически. Советовали попробовать повлиять на украинскую сторону, чтобы те, наконец-то, начали выполнять Минские договоренности.
Эрдоган этого сделать не смог (не исключено, что особо то и не хотел). Однако, даже когда Россия признала независимость Луганска и Донецка, а потом приступила к освобождению оккупированного Донбасса, Эрдоган не оставил своих попыток оказаться в самом центре событий.
Во время своего последнего разговора с Путиным турецкий президент сделал все, чтобы выглядеть максимально объективным и нейтральным. Даже осудил травлю русскоязычных и русских в целом в ряде европейских стран и злоупотребление фейками, которые допускает объединенный Запад в идеологическо-пропагандистском угаре.
Понятно, что, скажем, одобрить военную операцию по денацификации и демилитаризации Украины Эрдоган попросту не мог – все-таки его страна является членом НАТО. Да и признавать независимость донбасских республик, равно как и присоединение Крыма, турецкий президент не будет. Не будем забывать - и на крымские , и на часть донбасских территорий у него свои виды. Но вот поддерживать нормальные, адекватные отношения с Россией на фоне нездоровой истерии в Европе и США у него пока получается.
Понятно также, что "отмазка", к которой прибегает Эрдоган, чтобы не впрячься в санкционную составляющую той самой истерии, тоже от лукавого. Ведь объясняет турецкий лидер свою позицию по отказу от санкций якобы желанием сохранить хоть какую-то форточку для дальнейших политических, дипломатических контактов того же объединенного Запада с Россией.
Тогда, как на самом деле, и это ни для кого не секрет, Анкара полностью в своем амплуа. Пытается по максимуму использовать ту самую ситуацию, которую предоставляет ей судьба, и выловить побольше рыбки в мутной воде.
Те же "адские" санкции, о которых в последнее время трубят масс-медийные средства на Западе, могут стать серьезной поддержкой для турецкой экономики, которая и без всяких таких санкций находится в плачевном состоянии.

"За неимением гербовой" дипломаты едут в Анталью

Очевидно, что Эрдоган пытается по мере возможностей (а таковые, если откровенно, есть) выступить своеобразным "мостиком" между экономиками, финансовыми потоками и торговлей между Россией и Евросоюзом. Для этого нужна лишь самая малость - суметь найти точки соприкосновения с обеими сторонами. Понятно, что в условиях оголтелой травли, развернувшейся в Европе по отношению ко всему русскому и русскоязычному, задача для Эрдогана достаточно тяжелая, скорее даже неподъемная.
Однако турецкий лидер тем и известен, что легких путей никогда не искал. Вот и сейчас, не покладая рук трудится над тем, чтобы свести за переговорным столом Путина с Зеленским. Если бы это получилось, то понятно и очевидно - позиции Турции и самого Эрдогана резко бы укрепились.
Ну а если нет… Как говорится, за неимением гербовой, пишем на простой. А гербовой действительно нет. Эрдоган не был бы самим собой, не был бы одним из самых опытных и упорных мировых лидеров, если бы опустил руки. И он рук не опустил.
Итог - "…в соответствии с достигнутой договорённостью в ходе телефонного разговора президентов России и Турции, по инициативе турецкого лидера, на полях Анатолийского дипломатического форума планируется контакт министра иностранных дел России Сергея Лаврова и главы МИД Украины Дмитрия Кулебы с участием министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу".
Правда, это не уровень встречи президентов, которые сейчас находятся в центре внимания мирового сообщества, о чем мечтал Эрдоган. Но и встреча руководителей внешнеполитических ведомств стран, на территории одной из которых другая проводит операцию по денацификации и демилитаризации, может привести Анкаре неплохие преференции на международной политической арене.
Тем более, что буквально накануне заявления представителя МИД РФ Марии Захаровой о встрече в Анталье произошло еще одно знаменательное событие. О поиске посредников, которые могли бы свести для урегулирования ситуации на Украине Москву и Киев заявил официальный представитель внешнеполитической службы Европейского Союза Питер Стано.

Пока время тяжеловесов не наступило, хватит и Турции

Отвечая на вопросы журналистов о том, не могут ли в качестве посредника выступить, скажем, Китай, Саудовская Аравия или Турция, Питер Стано ответил буквально следующее: "ЕС работает со всеми международными партнерами, кто выражал готовность и кто мог бы выступить в качестве посредника между Украиной и Россией для урегулирования ситуации… посредника невозможно назначить, на такое посредничество должны согласиться и Россия, и Украина".
Правда, тот же Стано все время намекал на Китай. А потом и вовсе открытым текстом добавил, что ЕС хотел бы, чтобы Китай, благодаря своим близким отношениям с Россией, оказал возможное влияние для прекращения конфликта на Украине. Однако следует понимать, что, как говорится, "калибр имеет значение".
Образно говоря, если встречаться будут не лидеры из Кремля и Банковской, а руководители из зданий на Смоленской площади и с улицы Десятинной (МИД Украины), то такого тяжеловеса, коим является Китай, привлекать пока не стоит. Думается, Пекину еще предстоит своя непростая роль… Подождем, всему свое время.
Что же касается Турции и Эрдогана, то следует признать - хоть и частично, однако своих намерений турецкий лидер добился. Смог в какой-то момент встать, как говорится, "над схваткой". Пока что Эрдоган смог оказаться одним из самых "результативных игроков" на украинском геополитическом плацдарме, где развернулись кровопролитные военные действия, и происходит жесткое "передергивание каната" между странами с геополитическими интересами.
Вот и получается, что урегулирование ситуации на Украине потребует гораздо больше времени не на военную фазу операции, а именно на "разборки" на политической арене. Получается эдакий многослойный геополитический дипломатический пирог. Три раунда встречи в Белоруссии, которые, как бы ни комментировали участники, ни к чему серьезному не привели. Потом будет встреча в Анталье, назначенная на десятое марта. Думается, там тоже особых результатов не ожидается.
Настоящее же мирное урегулирование на Украине начнется только после того, как основная фаза по денацификации и демилитаризации будет завершена. Именно тогда и выйдут на подмостки тяжеловесы - руководители сверхдержав. А пока, к сожалению, бои по всему периметру продолжаются.
Лента новостей
0