Военные реформы критикуют люди, подчас не отличающие самолет от вертолета – Ованнисян

© Sputnik / Aram NersesyanАрцрун Ованнисян в гостях радио Sputnik
Арцрун Ованнисян в гостях радио Sputnik - Sputnik Армения, 1920, 28.01.2022
Подписаться
Профессия военного в Армении должна стать привлекательной, нужны колоссальные финансовые и интеллектуальные ресурсы для возрождения армии.
День армянской армии, ее 30-летний юбилей – это хороший повод наметить дальнейшие задачи, вехи развития и понять, в каком направлении двигаться дальше. По мнению полковника запаса, бывшего официального представителя Минобороны Арцруна Ованнисяна, опыт 44-дневной войны и современные тенденции развития военного искусства должны побудить к глубокому пересмотру концепции развития ВС Армении.

Нельзя медлить

В интервью Sputnik Армения военный эксперт отмечает, что некоторые позитивные подвижки в армии наблюдаются уже сейчас, но их мало, к тому же процесс реформирования армии идет медленно. Он, в частности, обратил внимание на то, что боевые действия завершены, однако сейчас перед армией стоит задача по оснащению новых передовых рубежей. Линия соприкосновения после войны претерпела огромные изменения, на сотнях километров нужно с нуля обустраивать позиции, траншеи, создавать необходимые инфраструктуры. По мнению нашего собеседника, в некотором смысле отсутствие работ по делимитации и демаркации границы с Азербайджаном препятствует оснащению новых позиций и рубежей, но нельзя бесконечно ссылаться на проблему демаркации и ничего не делать.
"Есть проблемы, которые до сих пор не решены, так как ответственные за ту или иную сферу чиновники – те же самые люди, которые "решали" эти проблемы до войны. Эти люди должны понять свои ошибки и исправить их", - сказал Ованнисян.
По его словам, армянское общество любит перекладывать всю ответственность на военно-политическое руководство страны, но нужно понять, что многие вопросы должны решаться, но не решаются на местах - на уровне узкоспециализированных подразделений.

Трудности с кадрами были всегда

Ованнисян также обращает внимание на процесс подготовки кадров, на уровень военного образования. В Армении действуют несколько военных вузов, где готовят специалистов основных родов войск, однако уровень подготовки, глубина подачи материала оставляют желать лучшего. В то же время есть в рядах ВС люди высочайшего уровня и преданности, их мало, но со временем именно они могут стать костяком современной, модернизированной армии. С этой точки зрения оптимизм внушает новый начальник Военного университета им. Вазгена Саркисяна Артур Ероян. Если удастся разместить таких людей на ключевых должностях, то очень скоро можно получить совершенно иную армию.
Долгие годы в армянской армии крайне плохо работали или не работали вовсе социальные лифты, 35-летних офицеров не поднимали по служебной лестнице, многие грамотные офицеры по самым разным причинам "топтались" на одной и той же должности. Достаточно сказать, что среди выпускников Военного университета до сих пор только один офицер достиг звания генерал-майора. Ованнисян считает эту статистику крайне удручающей.

"Долгие годы доминировал подход, что лучше назначить командиром полка участника Первой Карабахской войны, даже если он был водителем или поваром, нежели представителей нового поколения и выпускников военных вузов. Я последние несколько месяцев был начальником кадрового управления армии и могу сказать, что многие наши офицеры, прошедшие подготовку в Греции, например, являются одними из лучших. Однако все они по большому счету занимают второстепенные посты и не влияют на принятие решений", - говорит Ованнисян.

Критики в деле не разбираются

За последние годы в ВС многое было сделано для повышения боеспособности, адаптации к современным веяниям в военном деле. Речь в первую очередь идет о создании истребительной авиации, без которой невозможно представить функционирование боеспособной армии. Однако нашлись те, кто подверг резкой критике закупку истребителей Су-30СМ. Ованнисян не без доли иронии отмечает, что многие из них едва отличают самолет от вертолета, но позволяют себе судить, как должна развиваться армия.
"Возможно, это звучит жестко, но в свое время многие виды вооружений закупались безо всякой внятной концепции, чисто по роликам в Youtube. К сожалению, эта практика продолжается и сейчас. Свежий пример – недавно мы получили партию новых вертолетов, и сразу же нашлись "умники", мол, зачем они нам. Это трагедия, невежество – худшее, что мы можем себе позволить", - говорит он.
Ованнисян обещает, что если кто-либо из критиков сможет объяснить, чем Су-30СМ отличается от других истребителей, то он готов с ним продолжить разговор на эту тему.

Война помешала развитию авиации

Бывший представитель МО заявил, что война в Карабахе помешала реализации многих задумок, в частности, связанных с развитием истребительной и беспилотной авиации. До войны был принят целый пакет реформ, была заложена правильная концепция развития военно-воздушных сил. К сожалению, события осени 2020 года прервали многие из этих программ, в итоге все ограничилось закупкой четырех истребителей.
Он сетует на то, что долгие годы армию возглавляли люди, так и не уловившие характер современной войны. И, к сожалению, в уголовном кодексе нет статей, по которым можно было привлечь к ответственности людей, вовремя не понявших важность развития авиации, беспилотной и истребительной. В то же время сейчас есть ряд блестящих, с точки зрения Ованнисяна, проектов, реализация которых позволит во многом исправить ситуацию.
"Я знаком с некоторыми образцами наших беспилотников, среди них есть замечательные продукты, думаю, что процесс нужно ускорить. Мы не должны медлить больше. В то же время нужно понять, что в мире есть 5-6 стран, производящих наиболее технологичные, наукоемкие детали БПЛА, мы должны суметь воспользоваться этим, без помощи хотя бы одной-двух из этих стран у нас нет шансов", - заявил Ованнисян.

Почему молодые люди не хотят стать офицерами?

Одной из важнейших задач в контексте армейского строительства бывший представитель МО считает популяризацию военной профессии. К сожалению, в последние годы все меньше людей молодого поколения выбирают путь офицера. Так, если в начале "нулевых" ежегодно в университет им. Вазгена Саркисяна поступали 300 абитуриентов, то впоследствии эта цифра сократилась в 10 раз. Причины опять же социальные, отсутствие перспектив личного роста.
"Многие думают так: зачем мне 10 лет оставаться на передовой, заработать целый букет болезней, "угробить" свое здоровье, ради этих 300-400 тысяч драмов в месяц? А еще лет 20 ждать в очереди на получение жилья и так и не получить его. Это часть причин, по которым люди не хотят выбирать военную профессию. Еще одна причина – неправильная кадровая политика", - считает Ованнисян.
Обобщая, наш собеседник отмечает, что проблем в армии много, и к их решению нужно идти долгим и кропотливым трудом, вкладывать деньги, интеллектуальные ресурсы. И тогда появится шанс действительно стать одной из самых боеспособных армий в регионе.
Лента новостей
0