Самое интересное
В этой рубрике вы можете прочитать интересные и занимательные статьи на разные темы.

Ученые объяснили уменьшение объема мозга современного человека

© Sputnik / Юрий Абрамочкин / Перейти в фотобанкмозг человека
мозг человека - Sputnik Армения, 1920, 23.10.2021
Ученые из США проанализировали причины уменьшения объема мозга современного человека по сравнению с его не самыми далекими предками, и пришли к щадящим самолюбие нынешних сапиенсов выводам.
ЕРЕВАН, 23 окт — Sputnik. Американские ученые провели анализ 985 ископаемых и современных черепов человека и выяснили, что человеческий мозг дважды резко увеличивался в размерах — 2,1 и 1,5 миллиона лет назад, а затем, уже сравнительно недавно, три тысячи лет назад, снова уменьшился.
Модель человеческого мозга - Sputnik Армения, 1920, 21.10.2021
Ученые выявили связь между COVID и опасными заболеваниями мозга
Специалисты провели довольно смелую параллель с муравьями и выдвинули гипотезу, что уменьшение мозга произошло параллельно с передачей ряда функций в область коллективного разума, сообщает РИА Новости со ссылкой на публикацию в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.
Известно, что человеческий мозг увеличивался в размерах в течение плейстоцена, а затем, в голоцене, неожиданно уменьшился. Точное время и причины этого обратного перехода до сих пор были неизвестны.
"Удивительно то, что наш мозг меньше по сравнению с мозгом наших плейстоценовых предков. Почему наш мозг уменьшился в размерах, было большой загадкой для антропологов", — говорит один из авторов статьи доктор Джереми Де Сильва из Дартмутского колледжа.
В процессе изучения размеров и структуры колоний различных видов муравьев, а также физиологии и использования энергии на уровне отдельных насекомых, авторы обнаружили, что мозг муравьев в высокоорганизованных колониях меньше в отношении к размерам тела, чем в низкоорганизованных сообществах.
Мозг — самый сложный и энергоемкий орган. Авторы считают, что в социальных группах муравьев, где существует четкое разделение обязанностей, а принятие решений передано на уровень коллективного разума, мозг насекомых уменьшился в размерах, чтобы стать более энергоэффективным. Хотя сообщества муравьев и людей во многом отличаются, исследователи считают, что у них существуют общие социальные черты, такие как групповое принятие решений, разделение труда и совместное производство продуктов питания.
Раскопки на месте обнаруженного недалеко от Луксора золотого города в Верхнем Египте - Sputnik Армения, 1920, 21.09.2021
Ученые выяснили причину гибели библейских городов
Но эти особенности не всегда были свойственны человеку, а возникли примерно на рубеже плейстоцена и голоцена, когда наши предки перешли от родового к племенному социальному укладу. В это же время произошло и изменение размеров мозга.
Ученые предполагают, что в будущем большая экстернализация знаний, требующая все меньше энергии для хранения большого количества информации в индивидуальном порядке, возможно, приведет к дальнейшему уменьшению размеров мозга.