"Дом из приданого" дочери мецената Дрампяна, или История гюмрийского здания XIX века

© Sputnik / Armenuhi MkhoyanЗдание приданого
Здание приданого  - Sputnik Армения, 1920, 13.09.2021
Подписаться
В рамках проекта "Культурная столица" Sputnik Армения рассказывает историю здания, которое зажиточные гюмрийцы Дрампяны отдали в приданое своей дочери, и о том, в каком плачевном состоянии сейчас оно находится.
Рядом с излюбленным местом отдыха горожан – центральным парком Гюмри, стоит здание, которое в народе называют "Ожити шенк", что в переводе означает "Дом из приданого". Оно выделяется своей богатой архитектурой, но, как и многие другие приватизированные постройки в городе, брошено на произвол судьбы.

Богатая история "Дома из приданого"

Здание в 1890-х годах построил известный в городе богач и меценат Левон Дрампян. Он подарил этот шикарный дом дочери - Джаваир Дрампян, в качестве приданого на свадьбу. Супругом Джаваир стал первый мэр Александрополя, член Первой Государственной Думы Российской Империи Гегам Тер-Петросян.
Архивные документы свидетельствуют, что это здание какое-то время служило мэрией. Чтобы не тратить деньги из городского бюджета, Тер-Петросян временно разместил государственное учреждение в своем доме. Однако здание примечательно не только этим.
В 1918 году, когда полководец Андраник намеревался организовать защиту Александрополя, он с балкона этого здания призвал народ сформировать Ударный полк. В 1920 году в этих стенах был подписан Александропольский мирный договор.
При советской власти здание было национализировано, в нем действовали различные государственные, общественные и культурные учреждения - городской исполком, Дворец пионеров Ленинакана, затем – художественная школа им. Меркурова․
"Бывший наш Дворец пионеров. У меня много хороших воспоминаний, связанных с этим зданием: все мои дети ходили сюда в разные кружки – на спорт, на танцы. Потом была школа рисования", - рассказывает старожил города, 81-летняя Лида.
Она вспоминает, что в свое время "Дом из приданого" был очень красивым сооружением с лестницами, ведущими к балкону, а после землетрясения 1988 года аварийным.

Печальное настоящее и туманное будущее здания

Здание устояло во время землетрясения 1988 года, но обрушилась кладка балкона, в некоторых местах появились трещины. Но даже при этом оставшиеся без крова семьи поселились там.
Все эти семьи, кроме одной, со временем получили квартиры и разъехались, только пожилые супруги Левон Казарян и Людмила Палтян до сих живут в "Доме из приданого".
"Если бы не мы, от этого здания ничего не осталось бы, как и от многих других в городе. Мы даже собрали и сохранили камни, отвалившиеся от балкона… Но здание очень сырое, поэтому сыновья со своими семьями уехали, один живет за рубежом, другой снимает жилье в Гюмри", - рассказывает Людмила.
Она говорит, что, хотя у здания есть собственник, он не интересуется его судьбой. Только однажды пришел молодой человек и сказал, что он – один из хозяев здания, хотел выставить Людмилу и Левона. Они ответили, что пока вопрос с квартирой не будет решен, не уйдут - ведь здание было отчуждено, а их никто не спросил. Организовали якобы аукцион, и мэрия продала дом за 21 миллион драмов, говорит Людмила.
"А я родилась и выросла в этом доме. С гордостью привожу сюда друзей, показываю им это чудесное здание и рассказываю его историю", - говорит внучка Левона и Людмилы Диана Казарян и улыбается – она сама была бы не против такого приданого.
Согласно нашим сведениям, здание площадью более 800 кв м, находящееся на территории исторического заповедника "Кумайри", в свое время было отчуждено по указанию экс-мэра Гюмри Вардана Гукасяна, а официальным собственником здания является друг сына Гукасяна.
Мы попытались узнать подробности у главного архитектора Гюмри Генрика Гаспаряна. Он не стал уточнять, кому принадлежит здание, но сообщил, что оно было приватизировано целиком.
"Здание было выставлено на аукцион и отчуждено с условием, что будут предприняты шаги по его сохранению", - отметил архитектор, не отрицая, что до сих пор таких шагов предпринято не было.
Он отметил, что здание обязательно должно быть отремонтировано, поскольку представляет исключительную культурно-историческую ценность, но кто будет его ремонтировать и на какие средства, пока не ясно.
Между тем, еще в 2013 году было принято решение вернуть общине это историческое здание, признав его приоритетным интересом, однако этот проект так и не был утвержден.
Лента новостей
0