Разве мы хуже Саркисяна и Вучича, или Что Армения и Сербия могут получить от ЕАЭС

© official site of the President of RAВстреча президента Армена Саркисяна с президентом Сербии Александром Вучичем в Мюнхене
Встреча президента Армена Саркисяна  с президентом Сербии Александром Вучичем в Мюнхене - Sputnik Армения, 1920, 29.07.2021
Подписаться
Две страны, конечно, могут торговать алкогольными напитками - ракией и коньяком, но есть перспективы и в электротехнической промышленности.

ЕРЕВАН, 29 июл – Sputnik. Торговля Сербии с Арменией, естественно, намного меньше, чем с Россией или Беларусью. Но она показывает, пусть и небольшой, но рост, после подписания соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС – Сербия. Парламент Армении ратифицировал его в апреле 2021 года (соглашение было подписано в 2019-м), но возможно, бизнес уже "авансом" начинает осваиваться на рынках друг друга.

Армения, хоть и в небольших объемах (на уровне десятков тысяч долларов в год) экспортирует в Сербию коньяк, электрические коммутаторы, мебель и детали для нее (по интересному совпадению, один из представителей небольшой армянской общины Сербии, Чедомир Артинович (Артинян) – владелец небольшого предприятия по производству паркета). Экспорт Сербии в Армению составляет два с небольшим миллиона долларов в год, экспорт Армении – около 120 тысяч в год.

Линии электропередачи (ЛЭП) Саяно-Шушенской ГЭС - Sputnik Армения, 1920, 09.07.2021
Окно в Европу: смогут ли страны ЕАЭС продавать свою электроэнергию Евросоюзу?

Кроме того, в отдельные годы Армения экспортировала в Сербию медный концентрат (полуфабрикат для выплавки чистой меди). Сейчас, по данным Комитета госдоходов Армении, его экспорт больше не проводится. Но, по данным Статслужбы Сербии, Армения несколько лет остается одним из крупнейших поставщиков концентрата в Сербию. Скорее всего, сюда оно попадает из соседней Болгарии (куда Армения его вывозит в больших объемах).

Показательное сравнение: после распада СССР в Армении закрылся медеплавильный завод в Алаверди, который выплавлял чистую медь. На ее основе в свою очередь, работал Ереванский кабельный завод. В середине 90-х завод снова заработал, но чистую медь уже не производит. Тогда как в Сербии, медеплавильный завод в городе Бор поддерживал производство даже во время войны в 90-е, когда тогдашняя Югославия находилась под жесткими санкциями и в международной блокаде. Теперь этот завод перерабатывает руду не только местную, но и из ряда стран, на основе которых выплавляет чистую медь, на основе которой в Сербии действуют и производства кабеля, в объеме десятков тысяч тонн в год.

Другим перспективным направлением для сотрудничества может стать электротехника. Здесь напрашивается еще одно отступление. В городе Ниш (который был одним из центров электротехники и электроники в социалистической Югославии) корпорация Johnson Electric несколько лет назад открыла новый завод, который выпускает оборудование для электрических цепей, провода зажигания и тому подобные изделия. Там работает более двух тысяч человек, а власти Сербии, со своей стороны вложили в завод несколько миллионов евро. Сербский президент Вучич особо отметил, что эти деньги не были выброшены на ветер, а послужили делу. Тогда как в Армении такие промышленные центры были заброшены (от них остались лишь небольшие производства), а восстанавливать эти заводы власти категорически отказываются - под предлогом, что "нельзя тратить деньги налогоплательщиков".

К счастью, есть повод чему-то порадоваться и с нашей стороны: Армения, как мы отметили, экспортирует в Сербию электротехнические товары, хотя и в небольших объемах. Здесь заводы и инженерные компании двух стран могут изучить потребности друг друга в деталях и приборах и наладить взаимовыгодное сотрудничество.

Конечно, две страны могут расширить торговлю алкоголем. И то, и другое не включено в перечень товаров свободной торговли, и на них наложены пошлины. Но коньяк и ракия все равно находят своего покупателя (по крайней мере, коньяк вывозится в Белград еще с социалистического периода).

Сербия готова развивать сотрудничество с Арменией через договор о ЗСТ с ЕАЭС>>

Конечно, рентабельность торговли зависит от стоимости перевозок: две страны расположены довольно далеко друг от друга, но логистика, возможно, не так дорога, как может показаться. Сколько стоит доставка грузового контейнера из Белграда в Ереван, местные логистические операторы "с ходу" не ответили: торговля наших стран (как бы мы ее ни расписывали) остается очень небольшой, и грузов ходит слишком мало. Но из соседней Болгарии в Армению (в частности, из порта Бургас), перевезти контейнер стоит почти столько же, сколько их Стамбула (либо ненамного больше). Вдобавок, не нужно забывать то, с чего мы начали: в рамках соглашения о ЗСТ, многие товары освобождаются от пошлин, что может компенсировать чуть более высокие транспортные издержки.

Все это создает, пусть и не стопроцентные, но определенные предпосылки для того, чтобы бизнес обеих стран по-новому взглянул друг на друга. В самом деле, почему чокаться ракией и коньяком должны только Армен Саркисян и Александр Вучич? Чем мы хуже?

Лента новостей
0