Ученые нашли элементарный способ сохранить ум в старости

© Photo : Unsplash / Bruce Tang Рукa пожилой женщины
Рукa пожилой женщины - Sputnik Армения
Человечество сейчас помешано на поддержании хорошей физической формы. Всевозможные диеты, различные упражнения и тренировки, нередко даже хирургические вмешательства призваны как можно дольше сохранять фигуру. А что же насчет ума и памяти?

Даже при сохранении неплохой физической формы нашу жизнь вряд ли можно считать полноценной без ясного ума и хорошей памяти.

Более того, болезни сердца и сосудов, а также инсульты и различные формы старческого слабоумия - одна из главных причин смерти людей в развитых странах. Согласно ВОЗ, примерно 75 миллионов жителей Земли будут страдать подобными проблемами к 2030 году. Сегодня ученые в разных странах мира активно изучают эти болезни и пытаются найти способ снизить вероятность их приобретения в пожилом возрасте.

В целом можно сказать, что диета, наличие вредных привычек и образ жизни во многом определяют то, насколько крепким будет память в преклонном возрасте. Прежде всего, ученые рекомендуют людям следить за своим давлением, уровнем холестерина и инсулина в крови, сохранять высокий уровень физической активности на протяжении всей жизни, питаться здоровой пищей, а также держаться подальше от табака.

Диета для ума

Как утверждают исследователи, полезные продукты питают мозг, делая процесс мышления более гибким. Это, в первую очередь, орехи, семена, злаки, рыба и ягоды.

А буквально на днях американские ученые пришли к выводу, что для здорового ума достаточно просто снизить количество углеводов в ежедневном рационе.

Пенсионер рука - Sputnik Армения
Ученый назвал три возраста, когда старость атакует

Исследователи оценили работу мозга при двух диетах – низкоуглеводной (кето-диета) и стандартной. И если основным компонентом при обычной диете была глюкоза, то кето-диета базировалась на кетонах – продуктах, образующихся после расщепления жировых запасов и выступающих в качестве альтернативы глюкозе.

Исходя из результатов исследования, благодаря кетонам первые признаки увядания мозговой активности проявились только в 47 лет, а максимально быстрое старение началось лишь в 60. Интересно, что даже у молодежи кето-диета активизировала работу мозга.

Однако здесь следует непременно оговориться: с кето-диетой необходимо быть предельно осторожным, поскольку она может привести к весьма непредсказуемым последствиям.

Регулярные физические тренировки

В последние годы сразу несколько групп исследователей выяснили, что интенсивные занятия спортом и зарядка заметно улучшают работу мозга. Так, в 2008 году австралийские ученые обнаружили, что 50-минутные прогулки заметно улучшили память и концентрацию у пожилых людей, а в 2015 году их итальянские коллеги показали, что физические упражнения помогают нервным клеткам формировать новые связи с другими нейронами при травмах или освоении новых навыков.

Ученые сделали удивительное открытие по поводу старения>>

Эти опыты подтвердили, что занятия спортом улучшают краткосрочную память непосредственно сразу после физических нагрузок, а также то, что зарядка улучшает память и в долгосрочном плане.

По мнению экспертов, зарядка и другие формы физической активности могут заметно снижать вероятность развития болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний, связанных с массовой гибелью нервных клеток.

Образ жизни или умственная тренировка

Помимо правильного питания и физических упражнений очень важны также непосредственно умственные тренировки, коих насчитывается немало.

Девушка с ноутбуком во время самоизоляции - Sputnik Армения
Ученые выявили мутации, возникающие из-за сидячего образа жизни

Одна из них, к примеру, заключается в том, чтобы использовать "нерабочую" руку. Это служит для мозга дополнительной стимуляцией, при которой процесс мышления значительно ускоряется. Кроме того, использование "нерабочей" руки способствует налаживанию связей между двумя полушариями, в результате чего они начинают работать слаженно.

Для работоспособности мозга чрезвычайно важен также качественный сон, поскольку этому органу требуется полноценный отдых для того, чтобы сформировать новые нейронные соединения.

Остроту ума помогает поддерживать также насыщенная социальная жизнь. Общение с другими людьми требует концентрации, что очень полезно с точки зрения тренировки умственных способностей.

Ну и, конечно, медитация. Эта практика и в случае сохранения умственных способностей показала себя наилучшим образом. Совсем недавно американские ученые из Гарвардской медицинской школы и Университета Висконсин-Мэдисон пришли к выводу, что ежедневная медитация может замедлить старение мозга.