Ученые Закиян и Агладзе разрабатывают уникальный кардиостимулятор в России

© Sputnik / Игорь Зарембо / Перейти в фотобанкОперация на открытом сердце в Калининградском Центре сердечно-сосудистой хирургии
Операция на открытом сердце в Калининградском Центре сердечно-сосудистой хирургии - Sputnik Армения
Суть научного проекта заключается в том, чтобы внедрить в сердце пациента его же биологические клетки, называемые пейсмекерными, которые будут генерировать электрические импульсы.

ЕРЕВАН, 14 мар — Sputnik. Группа ученых из Национального медицинского исследовательского центра им. Е. Н. Мешалкина, Института цитологии и генетики СО РАН и Московского физико-технического института, в состав которого входят армянский и грузинский генетики, создают биологический кардиостимулятор для восстановления ритма сердца, сообщает "Академия новостей".

Суть заключается в том, что внедрить в сердце пациента его же биологические клетки, называемые пейсмекерными, которые будут генерировать электрические импульсы.

Портрет И.Орбели работы М.С.Сарьяна - Sputnik Армения
"Выстрел" Иосифа Орбели: как ученый-армянин оберегал историю от турок и нацистов

"Концепция нашего проекта заключается в том, чтобы сделать аналог этих клеток, либо разработать технологию получения их в пробирке и затем имплантировать обратно в тело пациента", — цитирует заведующего лабораторией экспериментальной хирургии и морфологии НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина кандидата биологических наук Давида Сергеевичева пресс-служба СО РАН.

Пейсмекеры получают по технологии плюрипотентных клеток, разрабатываемой в лаборатории эпигенетики развития Института цитологии и генетики СО РАН под руководством доктора биологических наук Сурена Закияна.

Чудесное спасение: как брат вице-президента НАСА стал "папой" армянского электромобиля>>

"Мы занимаемся клеточной частью, получаем пейсмекерные клетки из индуцированных плюрипотентных стволовых, а также из просто стволовых клеток. Сейчас перед нами стоит задача: из общей популяции кардиомиоцитов получать именно водителей ритма, увеличить их долю в протоколе", –поясняет научный сотрудник лаборатории эпигенетики ИЦиГ СО РАН, кандидат биологических наук Софья Павлова.

Однако если пейсмекерные клетки просто поместить в организм, они не приживутся, так как не образуют друг с другом связи, не взаимодействуют с соседними клетками. Преодолеть этот барьер помогают сотрудники лаборатории возбудимых систем Московского физико-технического института под руководством профессора Константина Агладзе.

"Мы проверяем электрофизиологические характеристики полученных клеток и подбираем к ним подложки, которые бы максимально подходили для внедрения в биообъект и соответствовали реальному внеклеточному матриксу. Они могут быть как биодеградируемыми, так и представлять собой матрикс, способный приживаться в организме", – комментирует инженер лаборатории Валерия Цвелая.

Операционная комната. Архивное фото - Sputnik Армения
Бесстрашный доктор Оганесян, или Как тифлисец малярию в Армении победил

В НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина есть технологии, позволяющие имплантировать пейсмекерные клетки с подложками без разреза грудной клетки.

Изначально планируется первичная имплантация пейсмекерных клеток лабораторным свиньям. Ученые должны выяснить, насколько длительно они будут функционировать в крупном организме, и насколько эта технология применима к медицине.

Если эксперимент окажется успешным, начнутся доклинические испытания. Клинические испытания, при благоприятных условиях, ученые рассчитывают начать в ближайшие пять лет.