Физик-ядерщик Оганесян получил высшую награду Российской академии наук

© Sputnik / Александр Уткин / Перейти в фотобанкЮрий Оганесян
Юрий Оганесян - Sputnik Армения
Российская академия наук присудила мировому лидеру в области синтеза новых химических элементов академику Юрию Оганесяну свою высшую награду.

ЕРЕВАН, 27 фев — Sputnik. Ученый, физик-ядерщик Юрий Оганесян получил Большую золотую медаль имени Ломоносова за 2017 год. Об этом сообщает РИА новости со ссылкой на итоги заседания президиума Российской академии наук.

Открытия армян вошли в топ-10 достижений российской науки>>

Научный руководитель Лаборатории ядерных реакций имени Флерова Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна, Московская область) Юрий Оганесян удостоен награды "за фундаментальные исследования в области взаимодействия сложных ядер и экспериментальное подтверждение гипотезы существования "островов стабильности" сверхтяжелых элементов".

Юрий Оганесян - Sputnik Армения
Их в мире двое – Сиборг и Оганесян: как открывали "армянский" элемент таблицы Менделеева

В 1960-е отечественные физики предсказали "остров стабильности" — особое физическое состояние, в пределах которого должны существовать сверхтяжелые атомы. В 2006 году экспериментаторы из Объединенного института ядерных исследований в Дубне обнаружили на этом "острове" при помощи циклотрона 114-й элемент, названный позднее флеровием.

Затем один за другим были открыты 115-й, 117-й и 118-й элементы — соответственно, московий, теннессин и оганесон (в честь первооткрывателя академика Юрия Оганесяна). Так пополнилась таблица Менделеева.

Космическая медицина Норайра Сисакяна, или Чем армянин Гагарину помог>>

"Оганесон" и символ Og – так теперь выглядит клеточка под номером 118 в периодической таблице. Предлагалось сначала название "оганессий" но был выбран суффикс "-он" потому, что новый элемент во многом схож с инертными газами, а они называются "аргон", "неон".

член-корреспондент Академии наук СССР Сергей Мергелян - Sputnik Армения
"Нечистая" математика, или Кому не давал покоя гений Мергеляна

Нечасто ученому, физику-ядерщику, удается стать соавтором открытия четырех тяжелых элементов таблицы Менделеева. Еще реже случается, чтобы один из элементов был назван именем ученого при жизни. Собственно, таких случаев за всю историю набралось лишь два – этой чести удостоились Гленн Сиборг и Юрий Оганесян.

Большая золотая медаль имени Ломоносова РАН за 2017 год также присуждена шведскому физику-ядерщику Бьорну Йонссону "за работы фундаментального характера, имеющие основополагающее значение для исследований ядерной структуры и ядерной стабильности экзотических легчайших ядер на границах нуклонной стабильности".

Бесстрашный доктор Оганесян, или Как тифлисец малярию в Армении победил>>

Медаль присуждается ежегодно с 1959 года одному российскому и одному иностранному ученому за выдающиеся работы в области естественных и гуманитарных наук. По традиции, награда вручается лауреатам на ежегодном Общем собрании РАН.