Армянский физик - "мозг" эксперимента: ученые со всего мира заглянут в "преисподнюю"

© Sputnik / Виталий Аньков / Перейти в фотобанкУченые в лаборатории
Ученые в лаборатории - Sputnik Армения
Для этого США, Китай и Япония выделят миллиарды долларов. Но лишних здесь нет: американцы работают бок о бок с россиянами и иранцами.

ЕРЕВАН, 10 ноя — Sputnik. Армянский физик Ара Иоаннисян составил фундаментальные расчеты для анализа состава Земли. Инструментом для анализа станут нейтрино, пояснил ученый в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.

Изучать строение земли можно из-за "бесконфликтности" этих элементарных частиц. Сталкиваясь с веществом, они почти не взаимодействуют с ним, поэтому в теории могут пробежать порядка 100 световых лет. Сквозь Землю эти частицы проходят, как нож сквозь масло.

Компания из США H2 Energy Renaissance завершила испытания технологии по получению водорода и нанопорошков - Sputnik Армения
Армяне из США испытали "топливо из будущего" - водород и нанопорошки

Но какие-то изменения они все же претерпевают. Меняется их аромат (этим необычным определением физики называют возможные состояния частиц).

Для физиков эти "ароматы" – что-то вроде алкометра для полицейских: по ним можно "разнюхать", через какие вещества и какой толщины объекты прошли нейтрино.

Анализ звуковых волн дает плотность материи, анализ нейтрино – плотность ее электронов. Накладывая эти два показателя один на другой, можно с большой точностью назвать состав вещества.

Армянский "город солнца": Ереван запускает вторую волну солнечных станций>>

Иоаннисян, работающий в Ереванском институте физики, вместе с коллегами составил фундаментальные расчеты для этих реакций. Работу в научном мире приняли "на ура": ее обзоры опубликованы в журналах Американского физического общества и Европейской организации ядерных исследований (CERN). И это только начало: на этих расчетах в "преисподнюю" попытаются заглянуть сразу в трех мега-экспериментах – в США, Китае и Японии.

Детекторы для первого, DUNE, заработают к 2027 году, второго, JUNO — в 2020 году, третьего, HyperKamiokande – в 2025 году.

"Кстати, во всех этих трех экспериментах участвуют российские ученые. Из DUNE их пару лет назад хотели отозвать, но американские физики потребовали: не смешивайте науку с политикой. И это действительно так: у них работают даже иранские ученые", — заметил Иоаннисян.

Теперь армянский физик-теоретик станет частью "мозга" этих сложнейших экспериментов.