Полет с замиранием в воздухе, или Как дочь унтер-офицера Ваганова заставила себя уважать

© Photo : Public domain / Agrippina Vaganova -Esmeralda 1910Агриппина Ваганова в роли Эсмеральды (1910). Санкт-Петербург
Агриппина Ваганова в роли Эсмеральды (1910). Санкт-Петербург - Sputnik Армения, 1920, 21.01.2023
Подписаться
"…Уж очень неказистая. Коротышка, плечи широкие, ноги короткие и слишком крепкие - на две чужие ноги каждой хватит. Госпожа Ваганова ужасна!".
Это француз Мариус Петипа об армянке Агриппине Вагановой. Великий балетмейстер блистал на сцене, а затем, как мог, учил танцевать других, но учить так, как это делала непревзойденная Ваганова, не мог даже он.
Ваганова тоже танцевала, но не блистала, зато удостоилась называться "Микеланджело хореографии", научила танцевать Галину Уланову, Марину Семенову, Наталью Дудинскую… Школа, в которой она начала преподавать, сегодня называется "Академия русского балета имени А. Я. Вагановой" (старое название - Ленинградское государственное ордена "Трудового Красного Знамени" хореографическое училище имени А.Я.Вагановой). Много мы знаем школ, названных именами их основателей?
Что ж, каждому свое, и не только в балете. Тот же Петипа говорил: "Балет - серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает".
Взлетает – это когда Уланова, Дудинская и т.д., а в Ереване блистали Вануш Ханамирян, Вилен Галстян, Рудольф Харатян, еще раньше на Бродвее танцевал Левон Даниелян. Это было самое то, а дальше – нечто с с трудом припоминаемое. При наличии в Ереване своего училища, заметим, но без "Микеланджело хореографии" в образе Агриппины Вагановой, к сожалению.
Почему госпожа Ваганова была ужасна? Потому что учителя бывают мягкие и любимые, а также, жесткие и непреклонные, к таким любовь приходит позже, когда учитель представит миру конечный "продукт" своего труда. А до того контакт педагога (в нашем случае балетного) как перебранка грубияна со случайным прохожим.
"Не виси на палке, как белье", "Не облизывай ногой пол", "Вынь вату из ушей", "Это у тебя что - рука или кочерга?"... Никто на нее не обижался, понимали - научить искусству танца может только она. Не желаете - идите к тем, кто рассыпается в любезностях и репетирует на "вы".
Аналогии со спортом уместны. Артем Фальян, буйный, неудержимый, бескомпромиссный тренер ереванского "Арарата". При нем в общем-то посредственная команда вошла в высшую лигу, после него, уже при Никите Симоняне, стала чемпионом и обладателем кубка СССР. "Был беззаветно предан футболу и требовал того же от других. Начал комплектовать "Арарат", подбирал игроков по своему вкусу, а вкус у него был неплохой. Команда при нем налилась силой",- вспоминал заменивший Фальяна Никита Симонян.
Главным требованием Вагановой-педагога была осмысленность движений. Точно так, с умом и смыслом, вели мяч по полю Саркис Овивян, Левон Иштоян и другие классики армянского футбола.
Из воспоминаний современников Вагановой. "Вот танцовщик Облаков грациозно вплывает в танцевальный класс и даже, не глядя на шеренгу юных учениц, демонстрирует танцевальное па.
- Повторяйте… Раз, два, три, - приказывает он.
Агриппина выходит вперед и спрашивает:
- А Вы не хотите разобрать с нами это движение?
Облаков чуть не теряет дар речи от такой наглости:
- Ваше дело, сударыня, повторять за мной, а не задавать глупые вопросы!
Вопросы, конечно, не глупые, но определенно дерзкие. Зато, начав учить других, Ваганова покажет, как добиться полета с длительными замираниями в воздухе. Это, когда срываются с места без разбега и несколько секунд неподвижно висят в воздухе. Изумляет, завораживает, кажется невозможным.
"Русский балет - это вагановский балет! Все придумала, сделала Агриппина Ваганова! Она ввела все то, что сегодня отождествляют с русским балетом", - говорит президент Академии танца, народный артист России Борис Эйфман.
Приятно, когда так говорят о дочери армянина Акопа, унтер-офицера, впоследствии капельдинера Мариинского театра, видевшего, что девочки, которых берут в балерины, все худенькие и вытянутые, а его Груня росла грузной и пухленькой.
Тем не менее, первые роли она, все-таки, получала, правда, крошечные, к примеру, пухлощекого Амурчика в "Спящей красавице" Чайковского.
К тридцати шести годам Вагановой приходит бумага об увольнении из театра – век балерин недолог. Устроилась преподавать в танцевальном училище, первый же выпуск поразил всех. "Повезло с набором!" - объясняли коллеги. Ваганова усмехнулась и села писать методическое пособие"Основы классического танца". Книга стала бестселлером, много раз издавалась в СССР, переиздавалась в Европе.
В Великую Отечественную войну, сообщают биографы, Агриппина Яковлевна пережила блокаду, потом эвакуацию. В сорок третьем её утвердили на должности главного хореографа Большого театра - Ваганова отказалась.
Только Ленинград, только родное училище, только её девочки-звёзды, которые кому-то надо зажигать! Она вернулась в родной город и преподавала там до самой смерти - до пятого ноября 1951 года".
К сведению, Академии балета имени Вагановой сейчас более 275 лет. В ней обучается более трехсот студентов. Ректором академии является Николай Цискаридзе.
Лента новостей
0